Зона захоронения животных, погибших от сибирской язвы, никак не обозначена на местности. Но ситуация такова, что споры опасной инфекции могут всплыть на поверхности в любой момент.
Сегодня в Омске официально подтвердил существование скотомогильников с останками животных, погибших от сибирской язвы в 1955 году. На зону захоронения указал бывший министр сельского хозяйства региона Виталий Эрлих, ушедший в отставку осенью 2015 года. Как выяснилось, за год до увольнения, 11 сентября 2014 года, Эрлих подписал официальные бумаги, подтверждающие факт существования скотомогильников в Чукреевке.
Речь идет об участке площадью 1000 кв. м, находящемся в 80 метрах от дороги на улице Сейфуллина. Этот участок, напомним, имеет стратегическое значение в уголовном деле вице-губернатора Омской области Юрия Гамбурга, так как чиновника обвиняют в незаконной продаже земли в указанной зоне Кировского округа города. Будучи директором департамента имущественных отношений администрации Омска, в 2008-2009 годах он продал там 25 участков земли.
Экспертиза, проведенная по инициативе Следственного комитета России, показала, что ущерб от этих сделок составил 400 миллионов рублей. Но реальное наличие скотомогильника может привести к переоценке стоимости земель и, как следствие, к значительному снижению причиненного городской казне ущерба. В итоге деяния Гамбурга могут переквалифицировать, исключив «особо крупный размер», что позволит переориентировать деяния Гамбурга на более «легкую» статью.
Но как выяснилось в ходе заседания, указанный участок никак не обозначен на местности и не огражден, его наличие видно лишь на старых картах, составленных больше пятидесяти лет назад, где помечались опасные зоны. В итоге если местные власти никак не отреагируют на ситуацию, то рано или поздно на опасные останки животных могут наткнуться местные жители, так как в указанной зоне ведется активная застройка. Однако есть и другая потенциальная опасность, о которой сегодня говорилось в суде.
Как выяснилось, в последнее время в Чукреевке поднялись грунтовые воды. А это значит, что опасные споры могут быть вынесены на поверхность и без участия человека. О том, что неплохо было бы поставить на месте скотомогильника саркофаг, заявил в ходе суда вице-губернатор, обращаясь к экс-главе Минсельхоза Виталию Эрлиху. Он напомнил, что специальная комиссия из представителей Россельхознадзора и ветеринарной службы, занимавшаяся поисками загадочного скотомогильника в Омске и в итоге и нашедшая его, отмечала, что риск распространения инфекции существует и по сей день.
– Грунтовые воды за последние годы изменили свое состояние, они подошли гораздо выше. Это вы знаете точно как министр сельского хозяйства, – отметил Гамбург. – А вы предполагаете, что когда не сделаны соответствующие условия для такого захоронения, что может быть? Даже с учетом сжигания. Оно должно быть в бетонном саркофаге захоронено, я правильно говорю или нет?
На что Эрлих не дал прямого ответа, однако заметил, что гидроизоляция необходима.
– Ну видите, о скотомогильниках очень сложно говорить. По требованиям это должна быть яма определенной глубины, определенным образом сделанная, чтобы она была гидроизолированная для недопущения распространения того, что в ней находится. Соблюдены ли были требования, сложно сказать.
Отметим, что случаи заражения сибирской язвой в Омской области уже были. Пять лет назад вспышка была зафиксирована в Тюкалинском районе. Люди заразились там от скота, не обошлось без жертв.
Тимур Васильев
Алия Балтабекова