Судя по всему, Омск ждет очередной уголовный скандал: потерпевшие – без денег, аферистка – на свободе, а в СИЗО – статусный сиделец…
«Мошенница со стажем «запутала» прокурора Лоренца и следователя Сидоренко?!» – такой публикацией мы попытались привлечь внимание общественности и профессиональных «борцов с коррупцией» к сложившейся в Омске парадоксальной ситуации: громких уголовных дел становится всё больше, а толку от этого обществу и особенно «потерпевшим» – мало.
Создается впечатление, что отдельно взятые силовики вместо того, чтобы ликвидировать условия совершения преступлений, раскрывать схемы афер и пресекать деятельность реальных мошенников-организаторов решают какие-то иные задачи, преследуют какой-то иной интерес – см. здесь.
К этой основной мысли нашей публикации мы еще обязательно вернемся, а пока изложим обстоятельства нового «резонансного ОПГ-дела», которые нам удалось выяснить, но которые никак не хотят попасть ни в уголовное дело, ни в сферу интересов силовых ведомств…
Между строк
На днях информационное пространство Омска разорвал очередной отчет «про раскрытое ОПГ». Видимо, чтобы не смешить коллег и людей, умеющих рассуждать здраво, в победных реляциях не указывают фамилию ранее судимой гражданки Букато-Парамоновой Ирины Анатольевны, которая уже трижды совершила аналогичные мошенничества и трижды побывала под судом (последний приговор завершился реальной посадкой). И вот эта рецидивистка проходит в нынешней «ОПГ»… безымянным лицом, с которым следствие заключило «сделку о сотрудничестве» и на основании показаний которого строятся обвинения двух «главных фигурантов» – молодой супружеской пары.
Главарем «ОПГ черных риэлторов» назначен 23-летний Иван Унукович, выпускник академии МВД 2014 года, до конца 2015-го – сотрудник одного из подразделений ГИБДД. Соорганизатором по уголовному делу проходит его законная супруга Екатерина, мать двух малолетних детей.
Суть предъявленных, по версии следствия, обвинений понятна: молодые люди создали преступную группу, обманули трижды судимую Букато (запугали, видимо, полицейской униформой), подделали документы на правообладание жильем в одной из омских новостроек, продали квартиры добропорядочным гражданам, деньги присвоили.
Чем не ОПГ?!
«Святое место»
В принципе, до Унуковичей еще на ранней стадии следственных действий довели следующий вариант положительного решения всех их уголовных коллизий.
Дескать, бояться им нечего. Они платят своему адвокату (его после этого «делового предложения» тут же заменили) 2,5 миллиона рублей и о своей активной роли в уголовных эпизодах забывают. Проходят по делу как «свидетели» и даже «потерпевшие», а Букато-Парамонова и ее супруг Горбунов В.В. – пойдут в своем реальном статусе как «паровозы», со всеми логично вытекающими для них последствиями из УК РФ.
Унуковичи, видимо, рассудили здраво: если преступниками себя не считаем (виновность в том, что поддались на провокационные «схемы Букато», не отрицают), то почему должны кому-то платить?! Была еще какая-то вера в объективность расследования, в то, что будут честно установлены все обстоятельства по делу. К тому же, люди, знающие как работает коррупционный механизм, предупредили: уповать на индульгенцию за деньги не стоит. Да, вероятность прекратить всё и сразу существует, но заплатите один раз – будете платить всегда. Адвокату, следователю, прокурору, судье, свидетелям, экспертам. Тогда эта изнанка местного Правосудия вызвала откровенный шок: неужели у нас всё решается таким образом?! Сейчас, когда уголовное дело «расследовано» и двум 23-летним «лидерам ОПГ» предъявлены обвинения, а фактический организатор, аферистка Букато, проходит… «главным свидетелем», а ее дело выделено в «отдельное производство», сомнений практически не остается – именно так и решается в Омске вопрос «виновности» и «невиновности»!
Видимо, если «взнос на Правосудие» не внесли одни, то почему его не могли сделать другие? Как говорится, «свято место» не бывает в пустоте…
Кто поднялся на «Этажах»?
Из бесед с потерпевшими по «делу Букато», можно без труда выделить те вопросы, которые больше всего волнуют граждан и которые даже после «расследования» так и остались в том же своем первоначальном качестве.
Один из них: почему из цепочки мошенничества исчезло агентство недвижимости «Этажи» и его риэлторы? На первое место по приданию афере вида законности потерпевшие поставили именно заключение сделки под крышей АН «Этажи». Более того, и сами объявления о продаже квартир по демпинговой цене потенциальные жертвы черпали с официальной странички агентства. Именно это обстоятельство внушало им доверие к выгодному предложению. Да и сами сделки проходили на базе агентства недвижимости, располагавшегося тогда в центре Омска по ул. Красный Путь, 24. Вокруг – знающие респектабельные и услужливые риэлторы, везде – камеры видеонаблюдения, о каком подвохе могли думать граждане, расставаясь со своими кровными миллионами?!
Вот как вспоминает свою памятную сделку потерпевший Олег Ш.:
– Честно говоря, внешний вид продавца Горбунова (мужа Букато – ред.) меня насторожил. Мне он показался человеком выпивающим, почему-то бросился в глаза его порванный ботинок, показалось, что отсутствуют зубы. Я уже было собрался высказать свои опасения супруге, но вмешательство риэлторов из «Этажей» меня остановило. Действительно, на тот момент именно они для меня выступали гарантом чистоты этой сделки и сняли с души все закравшиеся сомнения. К сожалению…
И еще мнение одной потерпевшей, Светланы Б., на этот же счет:
– Сделку сопровождала моя знакомая риэлтор, которой я на тот момент всецело доверяла. Любые сомнения у меня пропали, когда мне сообщили, что продавца «ведут» на сделку профессиональные риэлторы из АН «Этажи». На тот момент об этой организации я слышала только хорошее и допустить мысль, что под их вывеской скрывается какая-то мошенническая схема, я даже не могла. Впрочем, те же самые слова я могу адресовать и своему «доверенному риэлтору». Я тогда подписала все документы, даже не читая. Это сейчас я понимаю, как можно купить или продать квартиру с уже готовыми документами о собственности в строящемся доме. В крайнем случае, речь должна была идти об уступке права требования…
Но даже неиспользование территории АН для заключения сделки покорежило потерпевших задними числом и умом, по их мнению, сопровождающие сделки риэлторы из «Этажей» были полноценными их… выгодополучателями:
– Когда я знакомился позже с видеозаписью нашей сделки, я обратил внимание, что непосредственно перед нашим с супругой появлением Букато с явным беспокойством обсуждает с риэлтором «Этажей» П. возможность нашего прихода со своим юристом, который мог бы спутать им все карты. У меня вопрос возникает и к риэлторам из АН и к следствию: как люди грамотные в своей сфере могли допустить участие в явно незаконной сделке, само заключение этой сделки под своей крышей? Получается, они были в доле… – рассуждает один из потерпевших.
Уже упомянутая Светлана Б. своими размышлениями на эту же тему вносит понимание ситуации:
– На видео моей сделки прекрасно видно, что после получения моих 2 миллионов риэлтор АН «Этажи» П. тут же, как говорится, не отходя от кассы, отсчитывает 200 тысяч, видимо, свой процент за удачную сделку. Разве это не соучастие, не пособничество?!
В принципе, с потерпевшими трудно спорить, а их оценки, как говорится, не в бровь, а в глаз. Согласитесь, даже теоретически эти 10% комиссии являются незаконно полученными и подлежащими возврату. Это по логике и по справедливости, но в реальности АН «Этажи» вообще не проходят по делу. Теперь, видимо, нужные следствию показания местные риэлторы, отслюнившие под видео свои «трудовые» комиссионные, дают исключительно в статусе «свидетелей обвинения».
По информации, оставшейся за кадром расследования и официального сопровождения, как только перед АН «Этажи» замаячила перспектива стать одним из фигурантов «дела Букато», из Тюмени приехали учредители агентства, появились какие-то силовики-теневики и вполне реальный местный адвокат Михаил Романовский. На какой-то «доследственной» стадии все вопросы к АН сами собой рассосались. А с ними, видимо, и 10% сумм, переданных по сделкам потерпевшими.
Обманутые граждане бурно об этом сейчас рассуждают промеж собой, но знакомиться с материалами официального «расследования» почему-то также дружно в свое время отказались. Потерпевший Олег Ш., видимо, сформулировал общую для всех мысль:
– Мы очень хотели лично изучить материалы уголовного дела, но позвонил следователь Сидоренко и так сформулировал свои вопросы, что из них получилось, что и знакомиться нам, вроде как, не нужно, и мнение наше уже ничего не значит и ничего не изменит. Типа того, что это пустая формальность, на которую не нужно тратить время и силы… И мы… согласились!
Вот из таких вот правовых и околоправовых казусов и сложилась нынешняя суперинтересная коллизия. Потерпевшие прекрасно понимают, что очередное мошенничество задумала и исполнила прожженная аферистка Букато, но повлиять на противоположные и противоречивые выводы следствия никто не смог. И, видимо, не захотел. Люди рассуждают по-житейски просто и здраво: какая нам разница, кто виноват, если главное для нас – вернуть свои деньги?!
С такой логикой не поспоришь…
Всё для потерпевших!?
Заключая в сентябре 2015 года Ивана Унуковича под стражу, следователь Сидоренко мотивировал это исключительно «интересами потерпевших».
Дескать, и никакого воздействия теперь он оказать на них не сможет, и материальный ущерб с лихвой компенсирует. Силовик ошибся в своих расчетах. На свидетелей никто давления и без изоляции не оказывал, хотя опасения на этот счет один из потерпевших всё же высказал.
Материальный ущерб нескольким потерпевшим и без того компенсировали. Но опять же не Унуковичи, а госпожа Букато. Либо сама, либо через своих представителей. Вот и возникает вполне резонный вопрос: будет ли человек, заявляющий о своей невиновности, возмещать из своего кармана миллионные долги «за того парня». Нет, конечно. Опять же, если ты эти деньги и не присвоила ранее.
Из материалов же дела следует однозначно, что почти во всех сделках фигурирует Букато и ее супруг. Как, якобы, юрист и представитель застройщика – «ЗЖБИ №6», она внушает покупателям доверие, она рассказывает им об особенностях проекта жилого дома, перспективах развития микрорайона, преимуществах столь раннего и выгодного вложения средств в строительство жилья. Шесть из десяти спорных сделок заключены в период трудоустройства Ивана Унуковича в полиции, когда возможности свободно покинуть рабочее место и физически участвовать в «аферах» у него просто не было. Супруга Екатерина участвовала в ряде сделок как продавец, но, по свидетельству потерпевших, все свои действия согласовывала по телефону с женщиной по имени «Ирина Анатольевна».