Валютные колебания, взорвавшие российскую экономику в 2015 году и ставшие причиной двухзначной инфляции в стране, практически не отразились на рынке новых авто. Ценники в салонах дилеров остались на прежнем уровне, и сейчас российский рынок можно считать самым дешевым в мире в валютном эквиваленте.
Голодные годы повышают профессионализм
Впрочем то, что хорошо для потребителей, печально для продавца. Ведь жесткая конкуренция на фоне рухнувших объемов продаж* заставляет дистрибьюторов туже затягивать пояса и занимать выжидательную позицию в надежде на светлое будущее.
По мнению экспертов, спрос на новые авто в 2016 году останется стабильным. А в случае стабилизации политической и экономической ситуации в стране рынок начнет потихоньку оживать. Этому будет способствовать несколько факторов. Первое – отложенный спрос: все, кто планировал купить новый автомобиль, но не решался на это в период кризиса, непременно пойдут в салон именно в 2016 году. И пойдут они туда еще и потому, что новые автомобили сейчас самые дешевые в долларах и дешевле уже никогда не будут. Плюс в дилерские центры начнут перемещаться деньги из других сфер, которые сейчас переживают более серьезные проблемы. Такие, как рынок недвижимости или туризм, ведь покупка автомобиля, это, как показала практика, тоже инвестиции.
Притоку большего числа клиентов в салоны поспособствует и усилившаяся конкурентная борьба производителей, которая начнет еще сильнее давить на ценники. Потребителям предложат еще больше выгодных акций и скидок, более качественное обслуживание и хороший ассортимент тех, кто останется на рынке. Кризис позволяет отлично к этому подготовиться и повысить уровень профессионализма.
Космические «минусы»
Впрочем, пока о радужных перспективах можно только мечтать. По факту, в 2015 году рынок новых авто рухнул. По России падение составило в среднем 35%, по Омску – 44%.
Дистрибьюторы несут потери. И одним их тех, кто быстро проявил себя как слабое звено, оказался GM, покинувший российский рынок еще в начале прошлого года. Кто-то называл это политическим решением. Но, по сути, уход GM – это тщательно спланированное экономическое решение: можно прожить один год в кризисе, но не всем под силу пережить два и больше. Поэтому GMовцы вовремя отказались от неоправданных инвестиций, лишив российских покупателей официальных Opel и Chevrolet. Также простились с российским рынком Seat и Dodge, другие производители убрали из линейки довольно популярные модели. И эта печальная тенденция продолжится в 2016-м.
Те же, кто остался, пока несут большие потери, но продолжают с ними мириться по ряду причин, главная из которых – вера в российский рынок, куда вложены немалые инвестиции. И, конечно, надежда на то, что кто-нибудь из конкурентов не выдержит и поднимет ценник по курсу, передав свою долю оставшимся. А пока... Официально аналитики прогнозируют минимум 10-процентное повышение цен на новые автомобили к апрелю-маю 2016 года. Но считают, что реального повышения может и не произойти. Поэтому ситуацию называют не иначе как бизнесменский героизм. Когда все продавцы продовольственных товаров на протяжении года подняли цены на 20-30%, рынок новых авто сохранил цены на уровне прошлого года.
Продажи Daewoo в Омске упали в семь раз
Сейчас этот бренд занимает в Омске катастрофическую долю в 0,5%. Доля продаж одного из самых сильных брендов в России – автомобилей Ford – в 2015 составила всего 1% (по России этот показатель равен 2,5%). У Skoda показатели еще печальней: 1% омского рынка при 3,5% на российском рынке. Но! Аналитики считают, что при более активной работе дистрибьютора, в 2016 году Skoda может добиться трехкратного увеличения продаж, ведь бренд не всегда был таким слабым.
Главными причинами падения всех этих марок аналитики называют внутренние проблемы дилеров и падение спроса на флагманские модели, которые еще не так давно тянули эти марки в лидеры: Focus, Octavia, Nexia и т.д. В основном это модели С-класса, который оставался востребованным у российских покупателей на протяжении последних пяти лет. А за два последних года резко сдал позиции и передал пальму первенства экономному В-классу.
Datsun попытался догнать «АвтоВАЗ»
В середине года продажи Lada стали снижаться по всей стране после выхода на рынок бренда Datsun. Главная причина – агрессивная рекламная кампания Datsun и тот же ценовой сегмент, что у некоторых моделей Lada. Datsun за 2015 год удвоил продажи с долей рынка 6% (по России – 2%). Выровнять ситуацию и сломить упущенный тренд омским дилерам Lada удалось лишь под конец года. В итоге в декабре 2015 падение сократилось до 19%, что намного лучше среднероссийской динамики. Ситуацию спасло и своевременное появление новинки Lada Vesta, которая уже заметно подтянула внимание покупателей к российскому производителю.
«Японцы» рулят, «Китайцы» догоняют
Неплохо в кризисный 2015-й продавались японские авто, их доля на омском рынке и объемы продаж оказались выше средних показателей по России. У Toyota, к примеру, доля по России составляет 6%, а по Омску – 9,2%. Главная причина – стабильная и поступательная стратегия дистрибьютора. Даже в декабре в салоне сохранялись очереди, а нехватка автомобилей наблюдалась в течение всего года.
Nissan также увеличил долю продаж на омском рынке. Удержать рынок удалось за счет активности дилера, который к концу года открыл второй салон и обновил почти весь модельный ряд.
Mazda, которую в Омске представляет новосибирский холдинг, также успешно отработала в кризисный год, активно продавая флагманские модели Mazda СX-5 и Mazda-3. Притом с ценниками от 1 млн руб. И это, несмотря на смещение потребительского спроса в сегмент более дешевых автомобилей. Доля Mazda в Омске почти на треть выше среднероссийской.
Mitsubishi «спасло» появление второго дилера в городе. И хотя в общем объеме этих авто было продано меньше, чем Mazda (хотя по России наблюдается обратная тенденция) эксперты предрекают в 2016 году смену приоритетов, считая, что у Mitsubishi есть хороший потенциал для роста.
Автомобили Geely продавались в Омске лучше, чем в среднем по России. В основном благодаря наличию в линейке большого количества бюджетных моделей.
Серьезным увеличением доли рынка до 9,3% в Омске закончился год для KIA. Бренд догнал Hyundai и Toyota с заявкой на лидерство в текущем году. Успех обусловлен появлением обновленных моделей Rio, Sportage, Optima, Sorento и Soul.
Омичи скупают «Лексусы»
На омском рынке люксовых авто в 2015 году сложилась уникальная ситуация: BMW, Mercedes и Lexus выросли по доле рынка. Особенно шокировал Lexus, который вырос в продажах на 20%, реализовав за 2015 год около 200 автомобилей. И это при том, что в городе отсутствует официальный дилер. В 2016 году очень хорошие перспективы у Mercedes, связанные с выводом новых моделей С-класса, G-класса, GLE и нового Е-класса, и стабильной работы омского дилера.
СПРАВКА
1,6 миллиона новых авто было продано в России в 2015 году, что на 35% меньше, чем в 2014-м, когда было реализовано 2,5 млн автомобилей.
11 тысяч новых авто было продано в Омске в 2015 году, что на 44% меньше, чем в 2014-м, когда было продано 20 тыс. автомобилей.
22 млрд руб выделило в очередной раз правительство РФ на поддержку российского автопрома, что, по мнению аналитиков, непременно подстегнет рынок, поскольку возобновится программа по утилизации, трейд-ин и льготное кредитование.
Ирина Леонова
Эксперт: Иван Беланов
«Бизнес курс» №03 от 03.02.2016 г.