Валютные колебания, взорвавшие российскую экономику в 2015 году и ставшие причиной двухзначной инфляции в стране, практически не отразились на рынке новых авто. Ценники в салонах дилеров остались­ на прежнем уровне, и сейчас российский рынок можно считать самым дешевым в мире в валютном­ эквиваленте.

Голодные годы повышают профессионализм

Впрочем то, что хорошо для потребителей, печально для продавца. Ведь жесткая конкуренция на фоне рухнувших объемов продаж* заставляет дистрибьюторов туже затягивать пояса и занимать выжидательную позицию в надежде на светлое будущее.

По мнению экспертов, спрос на новые авто в 2016 году останется стабильным. А в случае стабилизации политической и экономической ситуации в стране рынок начнет потихоньку оживать. Этому будет способствовать несколько факторов. Первое – отложенный спрос: все, кто планировал купить новый автомобиль, но не решался на это в период кризиса, непременно пойдут в салон именно в 2016 году. И пойдут они туда еще и потому, что новые автомобили сейчас самые дешевые в долларах и дешевле уже никогда не будут. Плюс в дилерские центры начнут перемещаться деньги из других сфер, которые сейчас переживают более серьезные проблемы. Такие­, как рынок недвижимости или туризм, ведь покупка автомобиля, это, как показала практика, тоже инвестиции.

Притоку большего числа клиентов в салоны поспособствует и усилившаяся конкурентная борьба производителей, которая начнет еще сильнее давить на цен­ники. Потребителям предложат еще больше выгодных акций и скидок, более качественное обслуживание и хороший ассортимент тех, кто останется на рынке. Кризис позволяет отлично к этому подготовиться и повысить уровень профессионализма.

Космические «минусы»

Впрочем, пока о радужных перспективах можно только мечтать. По факту, в 2015 году рынок новых авто рухнул. По России падение составило в среднем 35%, по Омску – 44%.

Дистрибьюторы несут потери. И одним их тех, кто быстро проявил себя как слабое звено, оказался GM, покинувший российский рынок еще в начале прошлого года. Кто-то называл это политическим решением. Но, по сути, уход GM – это тщательно спланированное экономическое решение: можно прожить один год в кризисе, но не всем под силу пережить два и больше. Поэтому GMовцы вовремя отказались от неоправданных инвестиций, лишив российских покупателей официальных Opel и Chevrolet. Также простились с российским рынком Seat и Dodge, другие производители убрали из линейки довольно популярные модели. И эта печальная тенденция продолжится в 2016-м.
Те же, кто остался, пока несут большие потери, но продолжают с ними мириться по ряду причин, главная из которых – вера в российский рынок, куда вложены немалые инвестиции. И, конечно, надежда на то, что кто-нибудь из конкурентов­ не выдержит и поднимет ­ценник по курсу, передав свою долю оставшимся. А пока... Официально аналитики прогнозируют минимум 10-процентное повышение цен на новые автомобили к апрелю-маю 2016 года. Но считают, что реального повышения может и не произойти. Поэтому ситуацию называют не иначе как бизнесменский героизм. Когда все продавцы продовольственных товаров на протяжении года подняли цены на 20-30%, рынок новых авто сохранил цены на уровне прошлого года.

Продажи Daewoo в Омске упали в семь раз

Сейчас этот бренд занимает в Омске катастрофическую долю в 0,5%. Доля продаж одного из самых сильных брендов в России – автомобилей Ford – в 2015 составила всего 1% (по России этот показатель равен 2,5%). У Skoda показатели еще печальней: 1% омского рынка при 3,5% на российском рынке. Но! Аналитики считают, что при более активной работе дистрибьютора, в 2016 году Skoda может добиться трехкратного увеличения продаж, ведь бренд не всегда был таким слабым.

Главными причинами падения всех этих марок аналитики называют внутренние проблемы дилеров и падение спроса на флагманские модели, которые­ еще не так давно  тянули эти марки в лидеры: Focus, Octavia, Nexia и т.д. В основном это модели С-класса, который оставался востребованным у российских покупателей на протяжении последних пяти лет. А за два последних года резко сдал позиции и передал пальму первенства экономному В-классу.

Datsun попытался догнать «АвтоВАЗ»

В середине года продажи Lada стали снижаться по всей стране после выхода на рынок бренда Datsun. Главная причина – агрессивная рекламная кампания Datsun и тот же ценовой сегмент, что у некоторых моделей Lada. Datsun за 2015 год удвоил продажи с долей рынка 6% (по России – 2%). Выровнять ситуацию и сломить упущенный тренд омским дилерам Lada удалось лишь под конец года. В итоге в декабре 2015 падение сократилось до 19%, что намного лучше среднероссийской динамики. Ситуацию спасло и своевременное появление новинки Lada Vesta, которая уже заметно подтянула внимание покупателей к российскому производителю.

«Японцы» рулят, «Китайцы» догоняют

Неплохо в кризисный 2015-й продавались японские ­авто, их доля на омском рынке и ­объемы продаж оказались выше средних показателей по России. У Toyota, к примеру, доля по России составляет 6%, а по Омску – 9,2%. Главная причина – стабильная и поступательная стратегия дистрибьютора. Даже в декабре в салоне сохранялись очереди, а нехватка автомобилей наблюдалась в течение всего года.

Nissan также увеличил долю продаж на омском рынке. Удержать рынок удалось за счет активности дилера, который к концу года открыл второй салон и обновил почти весь модельный ряд.

Mazda, которую в Омске представляет новосибирский холдинг, также успешно отработала в кризисный год, активно продавая флагманские модели Mazda СX-5 и Mazda-3. Притом с ценниками от 1 млн руб. И это, несмотря на смещение потребительского спроса в сегмент более дешевых автомобилей. Доля Mazda в Омске почти на треть выше средне­российской.

Mitsubishi «спасло» появление второго дилера в городе. И хотя в общем объеме этих авто было продано меньше, чем Mazda (хотя по России наблюдается обратная тенденция) эксперты предрекают в 2016 году смену приоритетов, считая, что у Mitsubishi есть хороший потенциал для роста.
Автомобили Geely продавались в Омске лучше, чем в среднем по России. В основном­ благодаря наличию в линейке большого количества бюджетных моделей.
Серьезным увеличением доли рынка до 9,3% в Омске закончился год для KIA. Бренд догнал Hyundai и Toyota с заявкой на лидерство в текущем году. Успех обусловлен появлением обновленных моделей Rio, Sportage, Optima, Sorento и Soul.

Омичи скупают «Лексусы»

На омском рынке люксовых авто в 2015 году сложилась уникальная ситуация: BMW, Mercedes и Lexus выросли по доле рынка. Особенно шокировал Lexus, который вырос в продажах на 20%, реализовав за 2015 год около 200 автомобилей. И это при том, что в городе отсутствует официальный дилер. В 2016 году очень хорошие перспективы у Mercedes, связанные с выводом новых моделей С-класса, G-класса, GLE и нового Е-класса, и стабильной работы омского дилера.

 

СПРАВКА

1,6 миллиона новых авто было продано в России в 2015 году, что на 35% меньше, чем в 2014-м, когда было реализовано 2,5 млн автомобилей.

11 тысяч новых авто было продано в Омске в 2015 году, что на 44% меньше, чем в 2014-м, когда было продано 20 тыс. автомобилей.

22 млрд руб выделило в очередной раз правительство РФ на поддержку российского автопрома, что, по мнению аналитиков, непременно подстегнет рынок, поскольку возобновится программа по утилизации, трейд-ин и льготное кредитование.

Ирина Леонова

Эксперт: Иван Беланов

«Бизнес курс» №03 от 03.02.2016 г.