По словам представителей производственного объединения, наземное моделирование показало, что «полетовские» пирозамки срабатывали практически в любых условиях.
Специалисты комиссии, расследовавшей нештатный запуск 5 декабря 2015 года аппарата «Канопус-СТ» («Космос-2511») – последнего спутника производства омского ПО «Полет», – пришли к выводу, что причиной инцидента стал нераскрывшийся пирозамок.
«В связи с конструктивным дефектом не произошло отделение космического аппарата от блока выведения «Волга». Проблема заключалась в нераскрытии пирозамка. По выводам комиссии, предприятием-изготовителем (системы разделения) этот дефект будет устранен», – цитирует ТАСС заявление источника в комиссии.
Не совсем понятно, о каком устранении дефекта производителем идет речь, если учесть, что, по данным другого источника агентства, российские военные не собираются заказывать новый космический аппарат на замену утерянному «Канопусу», а ПО «Полет» в принципе больше не будет производить никакие спутники, поскольку полностью перепрофилируется головным ГКНПЦ имени Хруничева на производство ракетоносителей «Ангара».
На самом «Полете» конструкционный дефект отрицают, ссылаясь на данные наземного моделирования. «На имеющейся наземной матчасти мы практически полностью смоделировали нештатную ситуацию, которая могла быть на борту, согласно имеющейся телеметрии. Никаких вопросов к пирозамкам нет, они тут однозначно ни при чем. Мы проверили все – от простых до самых сложнейших вариантов, клинили их – и по очереди, и все сразу. Так вот: замки открылись во всех, даже самых жестких положениях, – констатировал представитель предприятия. – Единственный раз, когда замок не раскрылся, – это когда при минус 76 градусов мы его облили водой – вот тогда он точно замерз. Но такой ситуации на орбите, как вы понимаете, просто быть не может. Мнение завода сформулировано, изложено в письменном виде, заключение направлено членам межведомственной комиссии (МВК) еще в январе».
Официально окончательный вердикт по причине аварии пока не вынесен, работа межведомственной комиссии еще не завершена. Отметим, что версия с неполадками креплений разгонного блока и космического аппарата, которые не раскрылись вовремя, считалась одной из основных с самого первого заседания комиссии.
Последний «полетовский» спутник был «долгостроем» – работы над «Канопус-СТ» велись около 10 лет. Официально аппарат предназначался для дистанционного зондирования океана и для метеорологических исследований, по неофициальным же данным, должен был следить за подводными лодками.
Олег Ледянский