Пять лет лишения свободы или штраф до 500 тыс. руб. Такое наказание могло грозить главам регионов за излишние траты на самопиар. Но Верховный суд идею депутатов Госдумы не поддержал, сославшись на то, что в УК уже предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, а предлагаемое дополнение повлечет «неоправданную конкуренцию этих норм».
Российские губернаторы тем временем продолжают разбазаривать бюджетные миллионы на самопиар, шокируя не только цифрами, но и степенью цинизма: ведь нередко чиновники повышают собственную медийную узнаваемость за счет экономии на населении. Жертвуют социально важными статьями бюджета, чтобы в очередной раз показать себя во всей красе на телеэкране или газетной полосе.
Бюджет все стерпит?
«БК» проанализировал расходы на СМИ из бюджетов Омской и Новосибирской областей за последние 15 лет. Несмотря на то что бюджет соседей значительно больше нашего, траты на телевидение, радиовещание и печатную продукцию в Омске зачастую оказывались выше.
Если в 2000 году официальные траты на СМИ из бюджета Омской области составляли 23 млн руб., то к 2010 году эта цифра выросла в 11 раз – до 264 млн руб. Но доля затрат от всей расходной части бюджета менялась в эти годы несильно. Она колебалась на уровне 0,37-0,68%. Это объясняется тем, что сам бюджет за это время увеличился в сопоставимые 12 раз.
Пик затрат пришелся на 2011 год – последний в правлении Леонида Полежаева в качестве губернатора. В этот год на СМИ выделили 404 млн руб., или 0,7% всех расходов.
С приходом к власти Виктора Назарова затраты на СМИ стали снижаться как в денежном выражении (с 388 миллионов в 2012 году до 326 млн в 2015-м), так и в процентном (с 0,56% до 0,41% соответственно).
Факты:
Регионы, потратившие самые внушительные суммы на СМИ в 2015 году:
1. Московская область (2,6 млрд рублей),
2. Татарстан (1,1 млрд рублей),
3. Башкортостан (830,5 млн рублей),
4. Краснодарский край (643,7 млн рублей).
Более 36 млрд руб. составила в 2015 году общая сумма расходов на информирование общества о работе российских чиновников.
5,6 млрд руб. в 2015 году планировал потратить на информационную и внутреннюю политику губернатор Московской области Андрей Воробьев. Из них 2,6 млрд – на собственный пиар. И это параллельно с отменой льготного проезда по Москве для пенсионеров из области. Осуществить задуманное чиновнику помешало внимание представителей ОНФ.
37,5 млн руб. всего за три недели 2013 года потратил на самопиар губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, то есть по 1,5 млн руб. в день. А всего с 2013 по 2016 год на пиар чиновника «спустили» 1 855 255 290 рублей.
5,3 млн руб. за две газетные полосы планировал потратить на заказные статьи в «Российской газете» губернатор Самарской области Николай Меркушкин. А в этих статьях рассказать о том, насколько эффективно и правильно глава Самарской области тратит бюджетные деньги.
600 млн руб. потратил на свой имидж губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. За это чиновник был принародно «выпорот» и в итоге оказался в СИЗО.
80% голосов избирателей получил на прошлогодних выборах губернатор Брянской области Александр Богомаз, что стало возможным благодаря «ручным» СМИ. В год предвыборной гонки расходы по статье «Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Брянской области» составили 5,2 млн рублей (на 48% больше, чем в 2014 году). Затраты на СМИ возросли до 61,467 млн рублей. И это при том, что за год до этого Богомаз пообещал держать «курс на сокращение средств, отпускаемых из облбюджета на «государственный пиар».
650 млн руб. в 2015 году потратили чиновники Краснодарского края на правительственные СМИ. Из них 90 млн 205 тыс. рублей были использованы на информирование населения о поездках, выступлениях, интервью конкретных чиновников. Понятно, что главным героем большинства публикаций стал губернатор края Вениамин Кондратьев.
14,2 млн руб. в 2015 году чиновники Кемеровской области потратили только на одно правительственное СМИ – газету «Кузбасс». При этом изначально на сайте госзакупок было указано, что деньги пойдут на «публикацию официальных документов». В реальности все заметки оказались посвящены пиару конкретных людей.
830,5 млн руб. было потрачено на информационное освещение деятельности органов власти Башкирии.
1,1 млрд руб. потратил в 2015 году глава Республики Татарстан Рустам Минниханов на поддержку региональных СМИ. Это примерно по 300 рублей с каждого жителя региона, включая грудных младенцев и стариков.
Подробнее читайте в журнале «Бизнес курс» № 3 от 03.02.2016 г.