Нефтяной картель ОПЕК выступил с самым громким на сегодня призывом заключить пакт с Россией и другими конкурентами из числа нефтедобывающих стран, чтобы сократить добычу и остановить падение цен. ОПЕК предупредил, что усиление инвестиционного спада сулит серьезные проблемы в будущем.
Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Аль-Бадри сказал, что картель готов договариваться с конкурентами о компромиссах после 72-го падения нефтяных цен с середины 2014 года.
«Суровые времена требуют суровых решений. Крайне важно, чтобы все крупные нефтедобывающие страны сели за стол переговоров и нашли выход», – сказал он, выступая на конференции в Королевском институте международных отношений (Чатем-Хаус) в Лондоне.
Аль-Бадри отметил, что мировой нефтяной отрасли нужен мощный приток инвестиций в размере 10 триллионов долларов для замены истощающихся нефтяных месторождений и удовлетворения дополнительного спроса в объеме 17 миллионов баррелей в день к 2040 году. Однако сейчас подобные проекты с пугающей быстротой откладываются. Как показало исследование, проведенное компанией IНS, объем инвестиций в нефтяную отрасль на период с 2015 по 2020 год уже сокращен на 1,8 триллиона долларов по сравнению с тем, что планировалось в 2014 году.
Аль-Бадри предупредил, что текущее перенасыщение рынка создает условия для будущего кризиса предложения, а отмечаемые сегодня резкие колебания цен на «невменяемом рынке» соответствуют интересам одних только спекулянтов. «Крайне важно, чтобы рынок решил проблему затоваривания», – сказал он.
Вице-президент российской нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун заявил, что ОПЕК со своей политикой спровоцировал паническое бегство, сравнимое со «стадом животных, бегущих от пожара». Он призвал Кремль заключить с картелем политическое соглашение в целях преодоления затоваривания. «Лучше продавать один баррель по 50 долларов, чем два барреля по 30 долларов каждый», – заявил Федун агентству ТАСС.
Это серьезный сдвиг в мышлении. Уже давно бытует мнение, что российские компании не могут объединить усилия с ОПЕК, так как из-за сибирской погоды очень трудно то прекращать, то возобновлять добычу и потому что эти фирмы подотчетны акционерам, а не Кремлю.
По словам Федуна, ОПЕК все равно будет вынужден сократить добычу. «Это может случиться в мае или летом. После этого мы увидим быстрое восстановление», – отметил он.
Федун обвинил картель в некомпетентности. «Когда ОПЕК запустил ценовую войну, он ожидал, что американские компании быстро обанкротятся. Однако картель обнаружил, что 50% добычи в Америке застраховано от потерь», – сказал вице-президент.
«Имея такую поддержку, сланцевые нефтедобытчики сумели избежать краха», – заявил он.
Но такая страховка быстро истекает, и в этом году она покроет лишь 11% от общего объема добычи. Премьер Ирака Хайдер аль-Абади спрашивал в Давосе американских нефтяных экспертов, когда точно закончатся сроки контрактов. Это говорит о том, что данный вопрос занимает важное место в умах лидеров ОПЕК.
По словам Федуна, в предстоящие месяцы 500 американских сланцевых компаний попадут «в мясорубку», после чего останется 20-30 «профессионалов».
Генеральный директор итальянской нефтяной компании Eni Клаудио Дескальци отметил, что ОПЕК сегодня уже не является нефтяным «регулятором», а рынки оказались во власти финансовых сил, которые управляют ими посредством финансовых производных, или «бумажных баррелей», превышающих реальные баррели нефти в соотношении 80 к 1.
Парадокс нынешнего спада состоит в том, что резерв емкостей в хранилищах чрезвычайно мал, составляя всего 2%, в то время как Саудовская Аравия добывает нефти сколько хочет. Из-за этого рынок исключительно уязвим и никак не защищен от кризиса предложения. «В 1980-е годы резерв составлял около 30%; 10 лет назад он был равен 8%», – сказал Дескальци.
Barclays отмечает, что капитуляция последних недель очень сильно напоминает настроения начала 1999 года. Тогда ведущие аналитики тоже говорили, что мир «утопает в нефти». Оказалось, что это просто самое дно цикла. В последующие 20 дней цены подскочили на 50%, положив начало повышению, продлившемуся 12 лет.
По словам Норриша, избыток добычи достиг пикового значения в последнем квартале 2015 года, составив 2,1 миллиона баррелей в день. В первом квартале текущего года перепроизводство уменьшится до 1,2 миллиона баррелей в день, поскольку во многих странах, как входящих в ОПЕК, так и не являющихся его членами, будет пройден «болевой порог», несмотря на возвращение на рынок Ирана после снятия с него санкций.
К концу этого года может наметиться «небольшой дефицит». К тому времени миру понадобится весь объем добычи ОПЕК в размере 32 миллионов баррелей в день для удовлетворения растущего спроса, хотя уйдет немало времени, прежде чем из хранилищ будут вычерпаны рекордные запасы.
По словам Норриша, нефтяной рынок сталкивается с мощными сдерживающими факторами. Американские сланцевые компании стали компенсирующими производителями и могут довольно быстро увеличить добычу после восстановления цен.
А глобальные изменения климата изменили правила игры, и теперь на сцену выходят электромобили.
Однако ситуация на рынке сегодня намного сложнее, чем в 1999 году, когда было много запасных емкостей и резервов добычи. Сейчас намного сильнее геополитические риски на Ближнем Востоке, который разрывает борьба за господство между суннитами и шиитами.
По мнению Barclays, крайнее позиционирование на рынке деривативов готовит почву для «короткого сжатия». «Нехеджированные короткие позиции спекулянтов очень велики, потому что явно существует потенциал для резкого роста цен в какой-то из моментов в перспективе», – отмечает эта компания.
JP Morgan заявляет, что преобладание рекордно коротких контрактов может очень быстро вернуть американские цены на нефть на уровень 40 долларов, если настроение изменится. А оно уже меняется: чистый приток в биржевые инвестиционные фонды «длинной нефти» в январе составил 500 миллионов долларов в неделю.
Министр энергетики Катара Салех аль-Сада заявил в Чатем-Хаусе, что пока еще слишком рано говорить о нижней ценовой точке на рынке. «Нам придется пройти еще через один цикл спада, но потом ситуация выправится. Сегодняшние цены на нефть совершенно нежизнеспособны», – сказал он. Министр предупредил, что скоро через такие же испытания пройдет и газодобывающая отрасль. Австралия, Ангола и США в этом году должны залить мир сжиженным природным газом. Начинает рушиться еще один карточный домик.
Амброуз Эванс-Причард, Мехрин Хан