Чиновники продолжают закупать роскошь.
Общероссийский народный фронт в рамках проекта «За честные закупки» подготовил «Индекс расточительности» за 2015 год. Всего в него включены 100 ведомств и корпораций из 40 регионов России. Индекс делится на 10 частей по предмету закупок: «Автомобили», «Сувенирная продукция», «Мебель» и так далее.
По закупке машин лидером стало ООО «ТТК-Связь», «дочка» РЖД. Оно купило Mercedes-Benz за 8,88 миллиона рублей. На втором месте «Росгеология» с машиной за 8,85 миллиона, на третьем – уже непосредственно ОАО «РЖД», купившее автомобиль за 8,17 миллиона. Главное управление региональной безопасности Московской области теперь располагает бронированным спецавто повышенной проходимости, которое обошлось в 7,61 миллиона рублей. Это седьмая позиция рейтинга.
Для того, чтобы обойти закон и избежать слишком пристального внимания общественности, госкомпании и ведомства активно используют аренду автомобилей. Этому посвящён особый раздел рейтинга. Третью и вторую строчки с разницей в 1 рубль здесь делят Заксобрание Пермского края и Минтранс Ростовской области, арендующие BMW за 1352 рубля в час и Тoyota за 1353 рубля в час соответственно. На первом месте – правительство Вологодской области, которое платит за Lexus 1611 рублей в час.
В закупках сувенирной продукции «лидирует» Центральная базовая таможня ФТС России, закупившая 40 пар часов за 2,3 миллиона рублей. ООО «Трансгаз Нижний Новгород» купило 16 шариковых ручек по 35 тысяч каждая, а Московская областная дума – часы с рубиновыми камнями в футляре из красного дерева за 20 и 19 тысяч рублей (это шестое и седьмое места).
В категории «Закупка чартерных перевозок» стоит отметить администрацию главы республики Мордовия, которая заплатила за чартер 120 тысяч рублей в час, но даже с такими тратами заняла всего лишь 10-е место.
Всего в «Индексе» были учтены закупки на общую сумму в 2,54 миллиарда рублей. Руководитель проекта Антон Гетта рассказал о перспективах:
– Нормирование, вступившее в силу 1 января 2016 года, переносилось трижды, а вводимые нормативы до сих пор оставляют множество лазеек для закупок роскоши. В ближайшее время мы ожидаем, что количество сигналов по расточительным закупкам должно снизиться, особенно после нашей встречи с президентом, лидером ОНФ Владимиром Путиным, где мы подробно доложили об этой проблеме и получили поддержку. По итогам встречи вышел ряд поручений, которые должны поставить законодательную точку в данном вопросе. Мы будем внимательно следить за ходом их исполнения и не снимем этот вопрос с народного контроля.
Означает ли это, что госкомпании перестанут покупать автомобили за 9 миллионов, пока неясно.
Николай Петров-Сидоров