Об этом свидетельствуют индексы Bloomberg и Merrill Lynch.
Причина такого опьяняющего успеха в том, что все три страны начали год с очень высоким уровнем риска. Доходность украинских и греческих гособлигаций на начало года была высокой из-за риска дефолта.
Украина, пострадавшая от конфликта с пророссийскими сепаратистами на востоке страны и от утраты Крыма в марте прошлого года, вела напряженные переговоры с группой крупнейших кредиторов, включая американскую инвестиционную компанию Franklin Templeton.
Греция шла к выборам, в результате которых власть получила СИРИЗА. Это вызвало опасения (как оказалось, вполне обоснованные) по поводу того, что договориться о третьем пакете помощи с кредиторами будет очень трудно.
Цены акций в обеих странах резко упали на фоне напряженных переговоров, и на Украине в апреле доходность облигаций достигла пика в 48%, а в Греции в июле она составила 20,47%.
В такие моменты инвесторы обычно несут серьезные потери, однако участники переговоров со временем обо всем договорились, и облигации в двух странах показали существенное повышение курса после падения. Те инвесторы, которые проявили отвагу и не покидали облигационный корабль с начала года, получили немалую прибыль.
Россия в начале года столкнулась с серьезным валютным кризисом, с падением нефтяных цен, с негативным воздействием санкций, с усилившимся оттоком капитала, и на этом фоне доходность облигаций у нее превысила 16%, чего в этой стране не было с момента финансового кризиса 2008-2009 годов.
Цены на нефть продолжили падение, однако рубль оказался более прочным, чем ожидали аналитики, санкции оказали меньшее воздействие, чем казалось ранее, отток капитала уменьшился, и курсы акций и облигаций начали расти.
С фондовыми акциями дело обстоит иначе.
Хотя государственные облигации Украины и Греции резко повысили свою доходность, когда стало ясно, что дефолт предотвращен, эти страны по-прежнему сталкиваются с острыми экономическими проблемами, и их рынки ценных бумаг по-прежнему изнывают на рекордно низком уровне, опустившись за год на 38,2 и 24,6% соответственно. С другой стороны, российский индекс ММВБ за год поднялся на 23%.
Джоэл Левин