Омские экономисты высказали свое мнение по поводу прогноза премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, ожидающего в наступающем году роста отечественной экономики.
Олег Рой, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ
На мой взгляд, никаких предпосылок для роста экономики в будущем году у нас нет. Для него нужны внешние инвестиции, а им неоткуда взяться – страна в изоляции. С внутренними инвестициями тоже сложности, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния почти пусты. При этом нужно выполнять социальные обязательства. А в перспективе у нас очередной безумный проект – чемпионат мира по футболу. Олимпиада уже выкосила бизнес из ряда регионов...
При этом при всем особого провала я тоже не ожидаю. Есть залог для определенной стабильности. Есть потребность в нашем газе, есть внутренние резервы для экономики.
Роман Смелик, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ОмГУ
Если Дмитрий Анатольевич делает такой прогноз – значит, у него есть соответствующая информация. Информация, которая есть в свободном доступе, таких выводов сделать не позволяет. Нефть дешевеет, доллар растет...
Я думаю, что слова Медведева стоит понимать так: «Правительство сделает все возможное в данной ситуации, но не следует ожидать, что все будет радужно».
Вы хотите, чтобы я ответил на вопрос, будем ли мы жить хорошо или плохо? Отвечаю: будем жить средне.
Будет ли Омская область каким-то образом выделяться из общего тренда? Омская область – уникальный регион в Российской Федерации: уровень зарплат, доходов населения и собираемость налогов – самые низкие в Сибири, при этом мы далеко не на последнем месте по численности предприятий. О чем это говорит? О неэффективной политике власти. При этом ей нужно думать не о том, как «выдавить» из предпринимателей налоги, а о том, как создать условия для бизнеса.
Сергей Евсеенко, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Дмитрий Медведев прав, если считать, что основу экономики составляют пенсии и банки (премьер назвал способность государства проиндексировать страховую часть пенсий и поддержать финансово-банковскую систему показателем успешности антикризисного плана правительства – БК55). Думается, что по росту ВВП и реальных доходов населения привести подобные позитивные примеры сложнее.
Обещания премьера снижения инфляции почти вдвое – до 6% – тоже не однозначно позитивный тренд. Есть и другие точки зрения. К примеру, Сергей Глазьев считает, что высокая инфляция может быть и полезна при грамотной эмиссии и политике регуляторов.
Вообще прогнозы на следующий год делать сложно, потому что наша экономика слишком сильно зависит от нашей внешней политики. А в целом можно сказать, что Дмитрий Анатольевич, как ему и положено по статусу, должен выглядеть бодрее, чем есть ситуация на самом деле.