Новое антимонопольное законодательство, вступающее в силу с начала следующего года, стало итогом долгих переговоров, претензий и обид со стороны бизнес-сообщества. Документ ориентирован на ­сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия ­государства в экономике. Но подтвердится ли это на практике?

Очередные поправки в Федеральный Закон «О защите конкуренции» вступают в силу 5 января 2016 года. Работа над законопроектом, также известным как «четвертый антимонопольный пакет», велась на протяжении нескольких лет. Получив одобрение президента, документ был анонсирован как результат компромисса между бизнесом и государством. Многие всерьез заговорили о либерализации антимонопольного законодательства, а глава ФАС Игорь Артемьев в беседе с Владимиром Путиным без лишней скромности заявил, что свод «ориентируется на самое лучшее, что есть в мире».

Серьезные изменения претерпела норма об ответственности за недобросовестную конкуренцию. Существовавшие ранее составы были детализированы настолько, что статья стала отдельной главой, состоящей из восьми частей. В список ­недобросовестных практик попали дискредитация конкурента, введение в заблуждение и ряд других нарушений – более точные правила игры снижают риски. При этом норма «использование деловой репутации другого хозяйствующего субъекта», согласно которой под запрет попадали всяческие попытки создать впечатление о причастности к деятельности другой фирмы, была исключена. Многие поправки в данную статью перекочевали из Федерального Закона «О рекламе»: в частности, слоганы в духе «Компания №1 в России» или «Мы лучшие в своем деле» теперь нужно будет подкрепить доказательной базой.

Прощай, реестр?

Одновременно с вступ­лением четвертого антимонопольного пакета в силу будет отменен реестр монополистов. Теперь прежде чем возбудить дело, связанное со злоупотреб­лением доминирующим ­положением, УФАС будет зачинать анализ товарного рынка. По словам главы омского УФАС Вадима Кабаненко, такая система упростит работу антимонопольной службы и вместе с тем несколько замедлит процесс. Информация, изначально находившаяся в общем доступе, теперь будет доступна только по отдельному запросу.

Еще больше бюрократии

Расширился и институт предупреждения, появи­вшийся в антимонопольной сфере три года назад. Если раньше УФАС выдавало предостережения, только когда организация отказывалась от заключения договора либо навязывала невыгодные условия, то теперь предостережения распространяются на недобросовестную конкуренцию, а также на действия органов власти, которые могут к ней привести. «Раньше мы могли давать предостережения только ­должностным лицам организаций. Новые поправки в законе дают право выносить предостережения должностным лицам федеральных органов власти и муниципальным чиновникам», – отмечает Кабаненко. Сроки рассмотрения заявлений граждан сократятся. Кроме того, более половины дел можно будет урегулировать без вмешательства суда. Правда, бумажной волокиты у антимонопольной службы станет еще больше. Новая обязанность, по­явившаяся у антимонопольщиков, – вынесение предварительного заключения по делу.

Гамбург не пройдет

Новая статья 7.32.4 о нарушениях порядка заключения контракта, введенная в кодекс административных правонарушений, преду­сматривает ответственность за действия с продажи земельных участков и отвечает за торги, конкурсы и аукционы по продаже земли. Теперь за нарушение этих порядков в случае, если они приводят к дополнительному расходованию средств из бюджета или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, введена отдельная ответственность. Ужесточилось законодательство и по статье 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»: существенно возросли суммы штрафов.

Справка:

10 дел  по факту недобросовестной конкуренции было возбуждено омским УФАС в этом году.

Ирина Буркина

«Бизнес-курс» №47 от 09.12.2015 г.