Новое антимонопольное законодательство, вступающее в силу с начала следующего года, стало итогом долгих переговоров, претензий и обид со стороны бизнес-сообщества. Документ ориентирован на сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике. Но подтвердится ли это на практике?
Очередные поправки в Федеральный Закон «О защите конкуренции» вступают в силу 5 января 2016 года. Работа над законопроектом, также известным как «четвертый антимонопольный пакет», велась на протяжении нескольких лет. Получив одобрение президента, документ был анонсирован как результат компромисса между бизнесом и государством. Многие всерьез заговорили о либерализации антимонопольного законодательства, а глава ФАС Игорь Артемьев в беседе с Владимиром Путиным без лишней скромности заявил, что свод «ориентируется на самое лучшее, что есть в мире».
Серьезные изменения претерпела норма об ответственности за недобросовестную конкуренцию. Существовавшие ранее составы были детализированы настолько, что статья стала отдельной главой, состоящей из восьми частей. В список недобросовестных практик попали дискредитация конкурента, введение в заблуждение и ряд других нарушений – более точные правила игры снижают риски. При этом норма «использование деловой репутации другого хозяйствующего субъекта», согласно которой под запрет попадали всяческие попытки создать впечатление о причастности к деятельности другой фирмы, была исключена. Многие поправки в данную статью перекочевали из Федерального Закона «О рекламе»: в частности, слоганы в духе «Компания №1 в России» или «Мы лучшие в своем деле» теперь нужно будет подкрепить доказательной базой.
Прощай, реестр?
Одновременно с вступлением четвертого антимонопольного пакета в силу будет отменен реестр монополистов. Теперь прежде чем возбудить дело, связанное со злоупотреблением доминирующим положением, УФАС будет зачинать анализ товарного рынка. По словам главы омского УФАС Вадима Кабаненко, такая система упростит работу антимонопольной службы и вместе с тем несколько замедлит процесс. Информация, изначально находившаяся в общем доступе, теперь будет доступна только по отдельному запросу.
Еще больше бюрократии
Расширился и институт предупреждения, появившийся в антимонопольной сфере три года назад. Если раньше УФАС выдавало предостережения, только когда организация отказывалась от заключения договора либо навязывала невыгодные условия, то теперь предостережения распространяются на недобросовестную конкуренцию, а также на действия органов власти, которые могут к ней привести. «Раньше мы могли давать предостережения только должностным лицам организаций. Новые поправки в законе дают право выносить предостережения должностным лицам федеральных органов власти и муниципальным чиновникам», – отмечает Кабаненко. Сроки рассмотрения заявлений граждан сократятся. Кроме того, более половины дел можно будет урегулировать без вмешательства суда. Правда, бумажной волокиты у антимонопольной службы станет еще больше. Новая обязанность, появившаяся у антимонопольщиков, – вынесение предварительного заключения по делу.
Гамбург не пройдет
Новая статья 7.32.4 о нарушениях порядка заключения контракта, введенная в кодекс административных правонарушений, предусматривает ответственность за действия с продажи земельных участков и отвечает за торги, конкурсы и аукционы по продаже земли. Теперь за нарушение этих порядков в случае, если они приводят к дополнительному расходованию средств из бюджета или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, введена отдельная ответственность. Ужесточилось законодательство и по статье 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»: существенно возросли суммы штрафов.
Справка:
10 дел по факту недобросовестной конкуренции было возбуждено омским УФАС в этом году.
Ирина Буркина
«Бизнес-курс» №47 от 09.12.2015 г.