Владимир Спиваков заявил, что если власти Омска захотят, то он, в память о своем любимом профессоре Янкелевиче, готов вернуться и забыть обиды.

Ситуация с Омским Международным конкурсом скрипачей имени Янкелевича по-прежнему вызывает живейший интерес культурной общественности. Кто прав: Назаров с Лапухиным, сэкономившие 10 миллионов рублей на скрипке для победителя конкурса Янкелевича, или маэстро Спиваков, перенесший конкурс скрипачей в Башкирию.

Народный артист СССР, Лауреат Госпремии России за гуманизм, кавалер ордена почетного легиона Франции и ордена командора звезды Италии, артист мира ЮНЕСКО Владимир Спиваков дал по этому поводу эксклюзивное интервью корреспонденту БК55 Василию Романову.

– Владимир Теодорович, омские власти фактически обвинили Вас в несговорчивости. Они настаивают на том, чтобы скрипка была переходящим призом, вы, наоборот, хотите отдавать ее каждые два года в собственность победителя. Почему это так важно для вас?

– По поводу несговорчивости могу сказать следующее: там, где я вижу несправедливость или непорядочность, когда люди не держат свое слово, я становлюсь несговорчивым. Подтверждение тому – вся моя жизнь. И если я считаю, что министерство образования наносит непоправимый вред тем, что собирается приравнять уникальные Центральные музыкальные школы, которых в России всего восемь, к стандартам общей системы образования, я становлюсь несговорчивым и говорю об этом прямо. Именно поэтому у меня хорошие отношения с нашим президентом. Он в этом смысле такой же несговорчивый, как и я.

А идея с инструментом, который должен оставаться у победителя, принадлежит не мне. Надо отдать должное первому губернатору Омской области Леониду Константиновичу Полежаеву, при котором, кстати сказать, культура в области была обласкана. Стоит напомнить, что во время его работы на должности губернатора всего за восемь месяцев был отреставрирован  зал филармонии, который стал одним из лучших залов России, создано несколько театров, в том числе новое здание обрел кукольный театр, музей Врубеля и многое другое. Я уже не говорю о больницах, библиотеках и сельских Домах культуры.  Полежаев абсолютно верно говорил, что «Сибирь должна быть на мировом уровне», и считал важным, что если музыкант борется за инструмент, приз должен принадлежать ему. Не так, как на многих других конкурсах, где в качестве награды победитель получает в пользование инструмент на три года.

– В связи с тем, что скрипку для конкурса в Башкирии, как сообщил нам Ваш пресс-секретарь, Вам передали пока бесплатно, ощущаете ли Вы себя должником?

– Скрипка, которую я привез из Франции, сделана в начале XX века прекрасным итальянским мастером Одоне. Каждый инструмент, который приобретается для детей моего фонда, музыкантов, играющих в моих оркестрах, я ищу не меньше года. Найти хороший инструмент сейчас не так легко. Музыкальные инструменты все время дорожают, есть люди, которые скупают их просто для того, чтобы инвестировать в них свои деньги. Мне помогают в поиске хороших инструментов два человека, которым я доверяю, в Париже и Нью-Йорке.  А скрипку мне дали под мое честное слово.

– Удалось ли вам договориться о чем-то конкретном с губернатором Назаровым в июне, когда вы посетили Омск?

– Когда я последний раз был в Омске, Виктор Иванович Назаров вышел со мной под руку к журналистам и во всеуслышание объявил, что конкурс имени Ю.И. Янкелевича состоится. После этого меня заверили, что бюджет на конкурс и покупку инструмента есть. Я общался с министром культуры Омской области г-ном Лапухиным  и до, и после выборов. Также я поздравлял г-на Назарова с успешными выборами. В начале сентября был телефонный звонок от г-на Лапухина, который предложил мне сделать скрипку переходящим призом, от чего я отказался. Ведь это было нарушением, уходом от главной идеи. Ведь именно ради получения инструмента приезжали на конкурс и боролись молодые музыканты! После этого 22 сентября я получил письмо от губернатора В.И. Назарова, в котором, ссылаясь на рекомендации Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, губернатор сообщил о невозможности приобретения инструмента и предложил перенести конкурс на 2017 год.

– Что чувствует человек Вашего статуса, когда получает по электронной почте письмо с отказом в проведении мероприятия, о котором Вы договаривались лично с главой региона?

– Когда меня наградили высшим орденом Франции «Офицер Почетного легиона», Президент Николя Саркози прислал мне личное письмо со своей фельдъегерской почтой. Вот слова из этого письма: «Уважаемый господин Спиваков! С огромным удовольствием сообщаю Вам, что мною подписан указ о возведении Вас в ранг офицера ордена Почетного легиона. Эта авторитетная награда, которую я счел необходимым присвоить Вам из своего личного запаса крестов, является выражением благодарности за заслуги перед нашей страной и за проявленную Вами преданность Франции. В этой связи я очень рад направить Вам свои искренние поздравления по случаю этой заслуженной награды – символа проявленного Вам со стороны Франции почтения. Прошу Вас, уважаемый г-н Спиваков, принять уверения в моем глубоком уважении».

То же относится и к нашему президенту В.В. Путину. Когда мы с оркестром играли концерт, посвященный 70-летию снятия блокады в Ленинграде, то после выступления, когда я уже собирался уезжать, ко мне подошли доверенные лица Владимира Владимировича и попросили еще раз выйти в фойе, поскольку президент не хотел уходить, не попрощавшись со мной. И таких случаев много. Как видите, дело не в моем статусе, просто это нормальное человеческое общение.

 – Действительно ли скрипка, которая предназначалась для омского победителя, достанется уфимскому таланту?

– Глава Республики Башкортостан Рустем Закиевич Хамитов официально попросил меня о проведении скрипичного конкурса в Уфе. Скрипка, которую я выбирал для Омска, достанется победителю, и необязательно это будет музыкант из Уфы. Инструмент будет принадлежать тому, кто победит, ведь на конкурс может приехать каждый.

– Вся культурная общественность Омска в трауре по поводу отказа наших властей проводить конкурс Янкелевича в следующем году. На Ваш взгляд, каковы шансы, что конкурс пройдет у нас в 2017 году, и будете ли Вы и далее его курировать? Сохранит ли он тот же высокий статус?

– Проведение конкурса станет возможным, если ко мне обратятся хотя бы за полтора года, поскольку люди, которых я приглашаю в жюри конкурса, известные музыканты, чей график расписан на несколько лет вперед. Так что если власти Омска захотят, то в память о своем любимом профессоре я готов забыть обиду.

Беседовал Василий Романов

Фото: ИД ТРИЭС