Таковы важнейшие выводы исследования, проведенного мюнхенской консалтинговой компанией EAC (Euro Asia Consulting), специализирующейся на крупных развивающихся рынках.
На Россию приходится в среднем 2% оборота
Ее московский офис изучил для своего исследования отчетность 21 из 30 компаний, входящих в ведущий немецкий биржевой индекс DAX. В 2013 году выручка этих концернов на российском рынке составила 22 миллиарда евро, в 2014-м снизилась до 19 миллиардов, а в 2015-м, по всей видимости, упадет еще на 15-25%, приблизительно до 15 миллиардов.
Потери ощутимые, но не критические, поскольку доля России в годовом обороте тридцати лидеров немецкого большого бизнеса составляла в 2014 году в среднем 2%, а в этом году окажется еще ниже. Но есть и исключения. К примеру, производитель спортивных товаров Adidas и гигант бытовой химии Henkel заработали в прошлом году на российском рынке примерно 7% своей глобальной выручки.
Если же взять абсолютные цифры, то больше всего в России зарабатывали в минувшие годы немецкие автомобилестроители. У Volkswagen оборот составил в 2014 году 4,5 миллиарда евро, у Daimler – 3,1 миллиарда, у BMW – 1,7 миллиарда. В этом году, учитывая обвальное падение российского автомобильного рынка, можно исходить из существенного сокращения этих показателей.
Зарабатывать прибыль становится все труднее
Однако у немецких компаний падает не только оборот, но и прибыльность бизнеса. «Во времена бума очень волатильный российский рынок отличается особо высокой нормой прибыли. Однако эти золотые времена для большинства компаний пока что прошли», – констатирует генеральный директор московского офиса EAC Даниэль Штэле. Если в 2012 году норма операционной прибыли (EBIT) концернов из индекса DAX еще достигала в России в среднем 10%, а год спустя снизилась до 7%, то в прошлом году она составляла уже только 4%.
Но это опять-таки средний показатель. У тех немецких предприятий, которые сделали ставку на развитие производства в самой России, прибыльность бизнеса существенно выше. У энергетической компании E.on, которой в России принадлежат пять электростанций, она составляет, согласно исследованию EAC, 28%. У почтового концерна Deutsche Post, которому принадлежит служба экспресс-доставки DHL, 24%, у производителя бытовой химии Henkel 13%.
При такой норме прибыли вопрос об уходе с рынка, естественно, не встает. Но даже те компании, которые работают сейчас в России с убытками, не собираются сворачивать здесь свой бизнес, подчеркивает Даниэль Штэле. По его данным, лишь одна фирма из индекса DAX рассматривает сейчас вариант ухода из России, и то не из-за макроэкономических проблем, а из-за «изменения специфических отраслевых рамочных условий». Имеется в виду немецкий производитель программного обеспечения SAP, бизнес которого оказался под угрозой после того, как правительство РФ запретило госорганам и госкомпаниям приобретать зарубежный софт.
Поскольку быстрого подъема российской экономики никто не ждет (EAC предсказывает России в 2016 году стагнацию и слабый рост ВВП в 2017 году), немецкие концерны разрабатывают различные антикризисные стратегии. Одна из них – снижение издержек, в том числе путем сокращения штатов. В 2014 году на предприятиях из индекса DAX в России трудилось чуть менее 50 тысяч человек. В этом году это число сокращается, подтверждает Даниэль Штэле.
Низкий курс рубля породил идею экспорта продукции Made in Russia
В то же время он подмечает совершенно новую тенденцию: целый ряд компаний изучают возможности использовать развернутые в России производственные мощности для выпуска товаров не для внутреннего рынка, а на экспорт, чему весьма способствует низкий курс рубля. «Что до кризиса казалось просто немыслимым из-за сложившейся структуры издержек, в настоящий момент находится в центре внимания той или иной компании из индекса DAX в качестве антикризисной стратегии», – отмечает Даниэль Штэле. Речь, по-видимому, идет, прежде всего, об автостроителях, особенно о Volkswagen.
Выводы исследования компании EAC, сконцентрировавшейся на крупнейших немецких концернах, в целом подтверждает Тобиас Бауман. Он возглавляет отдел Восточной Европы в Федеральном объединении торгово-промышленных палат Германии (DIHK) и отслеживает куда более широкий спектр фирм. «Почти все они намерены продолжать бизнес в России», – подчеркивает он в беседе с DW и поясняет: «На столь трудных рынках немецкие предприятия по традиции позиционируются стратегически, с расчетом на длительную перспективу, и умеют держать удар, что они уже доказали во время кризиса 2009 года».
Тобиас Бауман тоже наблюдает возросший интерес немецких компаний к идее экспортировать выпускаемые ими в России промышленные полуфабрикаты и готовую продукцию за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но подчеркивает, что пока речь идет именно об идее, а не о сформировавшемся тренде. Реальные успехи наблюдаются лишь в отдельных сегментах, говорит эксперт и указывает, в частности, на специальную химию и производство стройматериалов.
Что же касается потребительских товаров, то неясно, насколько хорошо будут продаваться на развитых рынках товары Made in Russia, отмечает Тобиас Бауман. Поэтому немецким предприятиям сначала нужно разобраться с этим маркетинговым вопросом и лишь после этого приступать к переориентации своего российского производства на экспортные рынки, считает эксперт Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии.
Андрей Гурков