«Никогда такого не было, и вот опять...»
Виктор Черномырдин
Система, именуемая «Платон», заработала на всей территории России с 15 ноября этого года и сразу стала большим «подарком» водителям большегрузов: через эту систему предполагается собирать с дальнобойщиков плату за каждый километр трассы, который преодолеют грузовые автомобили общей массой более 12 тонн по федеральным трассам.
Сейчас установлен минимальный тариф оплаты - 1,53 рубля за километр пути, повышать его собираются в марте 2016 года, а дальнобойщики выходят с пикетами, требуя отменить эту «новаторскую» систему. Они отстаивают возможность нормально работать, но, по сути, война идет не против системы «Платон», а против системы коррупционного грабежа граждан.
Позвольте немного углубиться в историю вопроса. В России существует два налога на транспорт. Оба введены законодателями для сбора средств граждан на ремонт, восстановление и строительство новых дорог и транспортных развязок. Первый – традиционный транспортный налог советского периода. Однажды депутаты Госдумы посчитали его совершенно несправедливым («как же так: в личном гараже десяток машин, езжу на одной, а платить должен за все?!») и предложили более справедливую на их взгляд схему – сколько ездишь, столько и платишь. Решили изымать налог через акциз на моторное топливо в сумме три рубля за литр. После введения акциза транспортный налог должен был быть отменен.
Закон был принят, акцизы выросли. Но, как всегда, новое ввели, а старое отменить забыли…
Введение тарифа за проезд большегрузов – этот тот же самый налог, только почему-то введен он для части автомобильного транспорта. Уникальность же ситуации в том, что налог стала собирать частная компания ООО «РТ-Инвест транспортные системы». Владельцы ее на сегодняшний день – Игорь Ротенберг и ООО «РТ-Инвест», у обоих доли по 50%. (Основным владельцем ООО «РТ-Инвест» через ООО «Царицын капитал» является Шипелов Андрей Евгеньевич, судя по материалам открытой печати, «мусорный король» «Ростеха».) Этот сбор ООО перечисляет ФДА «Росавтодор» (Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации) – федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации). По материалам СМИ ООО «РТИТС» якобы заключило с агентством договор концессии сроком на 13 лет: агентство ежегодно оплачивает 10,6 млрд рублей за обеспечение функционирования системы «Платон». Затратили же на создание системы 2 млрд рублей своих денег и 27 млрд рублей Газпромбанка. В 2016 году планируют собрать при помощи системы «Платон» около 50 миллиардов рублей.
Получается, что некая частная компания не только собирает налог (сбор, тариф, как его не назови, суть-то не меняется) вместо налоговой инспекции, но еще и получает за это деньги в сумме около 20 процентов. И в этом основная проблема - это новая эра в сборе налогов в современной России. Очевиден коррупционно-криминальный подход к сбору налогов в части автомобильной отрасли страны, кстати, успешно перешедшей на рыночные рельсы практически без помощи государства. Неуклюжие действия чиновников приведут к потере рабочих мест, разорению тысяч предпринимателей и мелких компаний и неизбежному росту инфляции. Провоз одной фуры из Москвы до Омска стоил раньше 53 тысячи рублей. Сейчас будет около 70 тысяч. Если большегруз везет дорогие товары, наценка будет небольшой, а если это товары народного потребления – цена существенно вырастет…
Снижение конкуренции внутри отрасли также приведет к росту тарифов на перевозки. Аргументация «за» не выдерживает никакой критики. По мнению авторов идеи, грузовики внезапно начали «разрушать дороги», причем только магистрали. И почему весом только свыше 12 тонн, ведь существует понятие «нагрузка на ось». Все грузовики давят на дороги практически одинаково, и на муниципальные дороги не исключение. Буквально накануне министр транспорта на одном из телеканалов говорил о том, что чиновники агентства «Росавтодор» доложат гражданам России, куда вложили деньги. Как гражданин довожу до сведения министра и других чиновников: «…стоимость дорожно-строительных работ окружной дороги составила порядка двух миллиардов рублей. Строительство объекта (Западный обход г. Омска трасса М-51 «Байкал) велось с применением современных технологий: использовано монолитное золоминеральное основание и покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Золоминеральная смесь – современный материал, который состоит из 75% шлакового щебня, 20% золы и 5% цемента». Это цитата из статьи официального печатного органа правительства Омской области «Омскрегион». Монолит из 95% щебня и золы и 5% цемента в основании магистрали! Это или ошибка журналиста, или крупное мошенничество. Чиновники «Росавтодора» и почитатели «Платона», при таких подходах к строительству федеральных магистралей при чем здесь грузовики свыше 12 тонн?! Этот участок магистрали, мне кажется, простоит до первой жары – и нет 2-х миллиардов рублей налогов, тарифов и платы за тонну.
Чиновники и приближенные к ним олигархи, продавливая систему «Платон», попросту заложили мину под всю налоговую систему Российской Федерации. Как только она окончательно начнет действовать, любой директор российского предприятия, по закону являющийся налоговым агентом, может так же, как ротенберги и чемезовы, потребовать плату за сбор налогов. (Налоговый агент, директор, собирает у своих работников НДФЛ и ЕСН, который Минфин налогом не считает, несмотря на название.) А почему нет? Ведь гражданину И. Ротенбергу дали право собирать налог, да еще и штрафовать граждан на 500 тысяч. Думаю, что это «украинизация» экономики страны в чистом виде, грубое нарушение Конституции и налогового кодекса РФ. Не могут частные конторки собирать налоги и получать за это денежное вознаграждение. А если попробуют возразить, что это, мол, услуга, то – извините! – это уже грубое нарушение антимонопольного законодательства: у любой услуги должна быть альтернатива.
Что можно было бы пожелать детям ротенбергов, чемезовых, сторчаков и других? Если уж вы искренне намереваетесь «драть три шкуры» с граждан «этой страны», то делайте это хотя бы технично и с умом – так, чтобы граждане были не только довольны, да еще бы и остались благодарны. Применительно к «Платону» уместно было бы в этом случае посмотреть в министерстве финансов, сколько транспортного налога собирается в бюджет. Оценить, сколько вам захотелось бы получить денег (в данном случае это 100 млрд рублей). Увеличьте на эти суммы акциз – и одновременно с этим отмените транспортный налог. Граждане не заметили бы подвоха точно. «Оброк» «размазался» бы на всю категорию наиболее обеспеченных граждан России, потому что будут платить все, кто имеют автомобили. А уже через завышение строительных смет моста в Крым спокойненько изымите свою сотенку «ярдов». Привычно, всем понятно и «концы» в Керченский пролив, то бишь в воду.
Могу бесплатно предложить бизнес-идею другим детишкам «олигархов ближнего круга», равноудаленных от Кремля. Ведь у нас на Родине в России проблема с шинной промышленностью. Почему бы не организовать и не продавить через нашу Госдуму аналогичную «Платону» систему «Плашин»? А что?! Будем собирать плату – сбор за использование импортных шин с несознательных граждан! Используете импортные шины – платите четыре рубля за километр! Под девизом глобального импортозамещения, помощи и возрождения шинной промышленности страны можно окончательно оставить россиян без средств к существованию – зато «спокойно спящими» после уплаты всех налогов и сборов.
Еще один, мне кажется, очень важный, уже политический аспект проблемы: «Платон» – это удар в спину В. Путину.