Неожиданно завершился процесс в Советском районном суде г. Омска, куда за защитой своих «чести, достоинства и деловой репутации» обратилась Ассоциация перевозчиков Западной Сибири (ранее «ОмскАвтодор»)…
Судья Валерий Цветков отказал юрлицу в удовлетворении исковых требований к журналисту Александру Грассу в полном объеме (от претензий к сайту БК55 Ассоциация отказалась еще на стадии судебного следствия).
Первоначально истец (до августа 2015 года именуемый как Некоммерческое партнерство «Омский транспортный союз «ОмскАвтодор») требовал от сетевых изданий БК55 и «Омский правовой портал» опровержения целой серии публикаций, освещающих нравы и проблемы местных частных пассажирских перевозок, а также возмещения судебных расходов, понесенных на лингвистическую экспертизу текстов и на оплату представительских услуг юриста.
Крепкий тыл
Ответчик Александр Грасс, автор и учредитель СМИ в одном лице, исковые требования не признал в полном объеме. Более того, он пообещал в ходе судебных заседаний представить Фемиде доказательства достоверности всех изложенных в его статьях фактов, суждений и оценок. Поддержать журналиста пришла целая команда известных в Омске персон и просто неравнодушных граждан. В зале суда засветились правозащитники Ирина Зайцева и Юрий Шадрин.
Профессиональную защиту Грасса вели адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга и общественник Валентин Кузнецов. Все трое представили в суд отзывы на иск Ассоциации перевозчиков, где со ссылкой на разные правовые нормы и аргументы делался один и тот же вывод: журналист в своих статьях не имел цели порочить честь и достоинство кого бы то ни было, он всего лишь грамотно и качественно выполнял свою работу, информировал население и власти о том, что происходит в Омске с пассажирскими частными и муниципальными перевозками.
Вначале было слово…
Адвокат Евгений Забуга в прениях обобщил и озвучил основные моменты позиции защиты. Во-первых, обнародованные в спорных публикациях факты имели место быть. Будь то криминальный конфликт между частными перевозчиками на остановке «ДСК-2» от 27-го января этого года или смерть водителей пассажирских «Газелей», что называется, за рулем. События подтверждены официальными ведомствами и документами, которые имелись у журналиста на момент написания своих статей. Во-вторых, там, где заканчивалась «фактура», имелись обязательные в таких случаях ссылки на мнения, слова, суждения и оценки конкретных лиц, что также отражено в публикациях, а в ходе судебных заседаний нашло подтверждение свидетельскими показаниями легальных перевозчиков Гамлета Акопяна и Сергея Ситникова, которые лично пришли в суд поддержать журналиста и подтвердить достоверность всего, что он написал.
Рассказать о том, что творится на рынке местных частных перевозок пришел и рядовой водитель Сергей Калещук. Ему также неоднократно угрожали, избивали на конечной остановке «МСЧ-9» некие «криминальные братки», его «Газель» была дважды разбита «неустановленными лицами», он неоднократно обращался за помощью в полицию. Все свои напасти перевозчики и в зале суда, и за его пределами в многочисленных официальных заявлениях в органы власти однозначно связывают с действиями криминальной группы, именуемой как «АВТОДОР». По крайней мере, именно такая аббревиатура значилась на машинах их нелегальных конкурентов и обидчиков. В-третьих, в части своих публикаций журналист Грасс был отнюдь не первопроходцем, а всего лишь обобщал, интерпретировал, уточнял факты, ранее озвученные его коллегами из РИА «Омск-Информ», «Вечерний Омск», «Коммерческие вести». Данные публикации с указанием времени их официального обнародования были приобщены к материалам дела. В-четвертых, юрист настоятельно просил суд не рассматривать отрывки, которые инкриминировались автору как «порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца» вне контекста и общей направленности публикаций. К тому же часть спорных фраз вообще не является сведениями о фактах, которые могут быть проверены судом на соответствие действительности, так как используются как мнения очевидцев и участников, которые описываются журналистом с позиции собственного мировоззрения и общепринятых нравственных суждений.
Что в имени твоем?
Правозащитник Валентин Кузнецов дополнил профессионального юриста, указав на то, что в текстах речь идет о некой организации «АВТОДОР», других идентифицирующих ее признаков нет. В Омске с десяток фирм имеет такие же названия. Следовательно, истец самостоятельно проявил инициативу, взял на себя ответственность и отождествил себя с некой «криминальной группировкой» и теперь пытается доказать суду и общественности, что это не так.
В довесок ко всему сказанному сам ответчик Грасс буквально завалил Фемиду официальными документами из прокуратуры, из мэрии Омска, из УФАС, из ОБЭП, из УМВД, из Минтранса, из Отделов полиции, из УГАДН, предъявил переписку легальных перевозчиков с правоохранительными органами и институтами госвласти, где те просят официальные структуры защитить их от прессинга полубандитских формирований, уже открыто крышующих в Омске частные пассажирские перевозки. Во многих этих бумагах с синими печатями и подписями весомо и зримо значится «АВТОДОР» и приводится с десяток фамилий непосредственных участников, исполнителей, организаторов. Правда, результаты работы силовых ведомств по проверке изложенных в заявлениях фактов до сих пор оставляют желать лучшего.
Нашли крайнего?!
Приобщены представителями ответчика к материалам дела и многочисленные публикации местных СМИ за последние несколько лет. Названия материалов говорят сами за себя: «На окраине Омска произошла перестрелка между «маршрутчиками», «Разборки между омскими «маршрутчиками». Четверо в больнице», «Работа омских перевозчиков похожа на «лихие 90-е», «По фактам конфликтов между омскими газелистами возбуждено 8 уголовных дел» и т.п.
Ни по одной публикации Ассоциация (до августа 2015-го – «Некоммерческое партнерство») и ее лидер Николай Артемьев ранее не предъявляли претензий к СМИ. Чем так задели их за живое именно публикации Александра Грасса, трудно сказать. Как пояснил сам журналист порталу Фонда защиты гласности, он, готовя статьи, «всего лишь обобщил разрозненные сведения, полученные из полиции, омской мэрии, прокуратуры и судов».
Как нонсенс выглядит и тот факт, что на момент обращения в суд за защитой своей деловой репутации обиженное юрлицо уже поменяло и название, и организационно-правовую форму. Впрочем, суд не акцентировал внимание на этом в своем решении, вынося его по существу заявленных требований.
Еще не вечер…
А вердикт Фемиды оказался неожиданным в первую очередь, видимо, для истца. Судья Валерий Цветков в удовлетворении исковых требований Ассоциации перевозчиков Западной Сибири к журналисту Грассу отказал в полном объеме. К тому же нашел обоснованным требование ответчика о взыскании с оппонента судебных расходов, понесенных им по данному судопроизводству.
Судя по всему, истец будет оспаривать решение суда первой инстанции. Ведь тема пассажирских перевозок в Омске с каждым днем только усиливает свое социальное и общественное звучание.
Увы, без улучшений.
Юлия Глазова
«Бизнес-курс» №46 от 02.12.2015 г.