Как выяснил «БК», за транспортным кризисом в Омске стоят отнюдь не экономические, а политические проблемы. В регионе запущена хорошо спланированная программа по смещению мэра города.
Зачем обычно останавливают автобус? Для того, чтобы выпустить пассажиров, чтобы водитель грустно попинал заднее колесо с мыслью, что пора менять резину, или для того, чтобы показать, кто в регионе хозяин.
Остановка по требованию
На прошлой неделе в Омске разразился транспортный кризис, и на прикол в гаражах встало больше 300 автобусов.
Еще месяц назад ничего коллапса не предвещало, но в понедельник, 23 ноября, неожиданно встал муниципальный транспорт. На линию вышло менее половины автобусов, да и те развозили пассажиров лишь в часы пик, а к концу недели на линии осталось и вовсе 100 автобусов из имеющихся четырехсот.
Как выяснилось, транспорт встал из-за долгов муниципальных ПАТП «Газпром нефти». Транспортники задолжали больше 150 миллионов, в итоге поставщики просто заблокировали водителям транспортные карты, и из-за отсутствия дизельного топлива автобусы поставили на прикол. Полностью остановило свою работу ПАТП №7, в ПАТП №2 и №4 выпустили меньше половины состава, и лишь ПАТП №8 осталось более или менее на плаву, так как на предприятии был стратегический запас солярки.
Мэр Омска Вячеслав Двораковский и глава департамента транспорта Виталий Маслик пытались «разрулить» ситуацию еще в выходные. После чего градоначальник даже выступил с официальным заявлением, в котором успокоил горожан и дал надежду на то, что всё разрешится. Вопрос о возобновлении отпуска ГСМ омским транспортникам должен был решиться на заседании совета директоров «Газпрома», но компания «Газпромнефть-Корпоративные продажи» неожиданно отказалась возобновить поставки дизельного топлива. Хотя, как отмечают эксперты «БК», в объемах «Газпрома» 150 миллионов – это не та сумма, из-за которой стоит закручивать кран, однако это произошло.
Крутой вираж: от «Газпром нефти» в «Топ Лайн» Фридмана
В итоге Омский городской Совет был вынужден экстренно перекроить бюджет 2015 года и, сократив финансирование других статей, выделить на закуп ГСМ 20 миллионов рублей. Как моментально отреагировала на ситуацию омская пресса – автобусы спасут, экономя на школьных завтраках.
По данным «БК», до конца года Горсовет выделит еще 35 миллионов рублей. Кроме того, департамент контрактной системы в сфере закупок администрации Омска объявил аукцион на закупку топлива в размере 74 миллионов рублей.
Кроме того, уже в пятницу, 27 ноября, мэрия объявила о том, что с завтрашнего дня работа муниципального транспорта в Омске возобновится в полном объеме, так как был найден альтернативный вариант закупки топлива. И вариант оказался неожиданным – не расплатившись по старым долгам, мэрия просто сменила поставщика, начав заправлять автобусы в местной компании «Топ Лайн» Геннадия Фридмана. На каких условиях Фридман бросился спасать мэрию и ПАТП – пока неизвестно, но, как сообщают инсайдеры, первое время водители автобусов рассчитывались на его заправках наличкой, как обычные автолюбители.
Директор департамента транспорта Виталий Маслик пообещал рассчитаться с «Газпром нефтью» до конца февраля 2016 года и отметил, что компания не в первый раз заблокировала карточки омских ПАТП. Как выяснилось, подобная репрессивная мера уже применялась корпорацией в сентябре, однако в сентябре в регионе шли губернаторские выборы, поэтому вопрос довольно оперативно решился «путем оперативных переговоров».
Но выборы закончились, и ситуация изменилась. «Теперь наши партнеры из компании «Газпромнефть-Региональные продажи» на это не пошли, несмотря на представленный четкий гарантированный график погашения задолженности», – сокрушается Маслик.
Обратите внимание на ключевое слово «партнеры». Ведь это любимое слово президента Владимира Путина, главы МИДа Сергея Лаврова и других руководителей высшего эшелона власти России, применяемое им в отношении оппонентов, которых открыто назвать врагами нельзя, но и в число друзей они уже не входят.
Как не утонуть в солярке, если к ногам привязана батарея?
Ни для кого не секрет, что транспортный кризис в Омске разразился из-за диспропорции между реальной себестоимостью одной поездки (25-27 рублей), утвержденным тарифом (20-23 рубля) и платой за проезд (18 рублей). Это ключевые причины возникновения долгов перед поставщиками топлива и вполне очевидная вещь, благодаря которой омские ПАТП должны по итогам года получить 300 миллионов убытков – это прогнозируемая цифра, фигурирующая в финансовых документах мэрии.
Надо ли напоминать, что поднять тариф до реального омским перевозчикам не дает РЭК? Не будем утомлять читателя длинной эпопеей о том, как проезд в Омске сначала стоил 20 рублей, а потом его опустили до 18, и подробно описывать, как утрамбовали перевозчиков и заставили возить пассажиров себе в убыток. Просто напомним, что Региональная энергетическая комиссия добросовестно служит региональным властям и ее главу назначает лично губернатор. Тогда многое становится понятным.
В итоге для транспортников созданы такие условия игры, при которых производители водки или бензина уже давно разорились бы. Поднять тариф до реального РЭК не дает, субсидии перевозчикам областные власти не предусмотрели, топливо в долг не отпускается, а транспорт при этом должен как-то ездить. Получается какая-то ирреальная и нерыночная картина, созданная искусственно и с вполне определенной целью – разорить омские ПАТП.
О многом говорит и позиция чиновников облправительства, которые повели себя странно и фактически самоустранились от решения топливного кризиса. Как отмечает тот же Маслик, на уровне правительства была создана рабочая группа, которую возглавил ответственный за проблемы транспорта заместитель председателя правительства Игорь Бондарев. При этом состоялось, внимание, около 20 ее заседаний, но никаких конкретных решений не последовало.
Абонент не отвечает
Заявления формата «город должен самостоятельно решить проблему транспорта» звучали из уст подчиненных губернатора Виктора Назарова в разгар кризиса постоянно, а сам глава региона, от которого ждали активного участия, вообще исчез в очередную командировку. При этом все ждали, что Виктор Иванович все-таки позвонит своему «крестному» Алексею Миллеру и тот даст отмашку на обслуживание должников, но, видимо, абонент в тот момент был сильно занят.
Зато к концу недели, когда мэрия уже объявила об уходе в «Топ Лайн», на сайте облправительства вдруг появилась заметка, вызывающая серьезные вопросы. Общая ее тональность такова: губернатор Виктор Назаров провел личные переговоры с ПАО «Газпром нефть» и, дескать, все успешно решил.
Однако если внимательно посмотреть на используемые формулировки, то становится ясно, что население просто дезинформируют. Сказано буквально следующее: «Глава региона… лично провел переговоры с руководством ПАО «Газпром нефть» о возможности возобновления отпуска топлива муниципальным транспортным предприятиям, задолжавшим поставщику свыше 150 млн рублей».
Согласитесь, что «переговоры о возможности возобновления» – это далеко не сама договоренность. Зато в самый разгар транспортного кризиса губернатор Виктор Назаров не нашел ничего лучше, как запостить в свой «Инстаграм» фотографию светодиодной пальмы.
Выходите, господин Двораковский, конечная!
Учитывая все сказанное, «БК» попытался разобраться, что же на самом деле стоит за транспортным кризисом, и неожиданно выяснил, что весьма популярны лишь две версии, ясно указывающие на то, что ноябрьский транспортный кризис был создан искусственно, а вот интересанты могли быть разные.
По одной из версий, остановку ПАТП спровоцировала сама мэрия в надежде надавить на РЭК и поднять тариф. В пользу этой версии говорит и то, что ПАТП остановились в разгар визита в Омск вице-премьера России Ольги Голодец. То есть кто-то рассчитывал на серьезный резонанс, но по непонятным причинам резонанса в этот день не было. Ну не успели оставшиеся без неповоротливых и медленно ползущих по улицам автобусов поднять бунт и все тут.
Кроме того, мэрия слишком активно суетилась, дабы вернуть автобусы на улицы, а тариф так и остался на прежнем уровне. То есть сорвавшаяся революция дивидендов никому не принесла. Значит, либо все пошло не по плану, либо за ней стояли отнюдь не городские чиновники.
Вторая версия имеет более значительную доказательную базу. Значительная часть инсайдеров «БК» считает, что топливный кризис могли инициировать областные власти, дабы ускорить уход мэра Омска Вячеслава Двораковского. Прикрутив «вентиль» на своих заправках, «Газпром нефть» фактически создала патовую ситуацию, которая вполне могла привести к отставке мэра. Но тут вдруг выяснилось, что в России есть не только «Газпром».
В пользу этой версии говорит и то, как оперативно начали требовать отставки мэра общественники и представители оппозиционных партий, включая нового лидера ЛДПР Алексея Ромахина, появившегося в Омске всего месяц назад. До этого он постоянно проживал в Москве. Чем за этот месяц так успел насолить столичному жириновцу омский мэр – непонятно, зато явно видны чьи-то уши – ЛДПР публично озвучивает то, что единороссы крикнуть стесняются. Или пока просто боятся.
В числе тех, кто тут же выступил за отставку мэра, значатся и экс-кандидат в губернаторы Омской области Михаил Федорченко, его соратник по партии «Достоинство» Сергей Кондаков и, внимание, депутат муниципального Морозовского сельского поселения Олег Нижевясов.
Комментарии, как говорится, излишни. Осталось дождаться лишь петиции жителей Большеречья и активистов с окраин Нью-Йорка, и с мэром смело можно прощаться.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что транспорт по-прежнему в Омске ходит плохо, зато жить в этом городе нескучно.
В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.
Тимур Васильев
«Бизнес-курс» №46 от 02.12.2015 г.