Этого требует сама справедливость.

А мы все равно не любим газелистов

Никакого транспортного коллапса в Омске никогда не было и не будет впредь. Вранье все это! Речь не о коллапсе идет, а об «импотенции» власти, сделавшей смыслом своего существования борьбу с частной инициативой и оставшейся при этом, как мы сейчас видим, у дырявого корыта. Но именно частники продолжают возить нас на работу.

Помните 2001-ый? В омскую мэрию с подачи тогдашнего вице-губернатора Голушко въезжает хозяин «Омскэнерго» Белов с собственной командой. В народе их «электриками» прозвали за неспособность управлять городом. Были заморожены целые микрорайоны, на улицах вообще не убирался снег, мусорные свалки росли во дворах повсеместно как грибы, а гордость предшественника, мэра Рощупкина, турецкие автобусы «Karosa»  встали на прикол. Все как обычно: нет денег на зарплату, солярку, запчасти и т.д. и т.п. Но, вот парадокс, сотрудники издательского дома «ТРИЭС» приезжали в офис на улице Маяковского из Нефтяников, с Московки, Амура, Порт-Артура без опозданий.

Мы, обыватели, и тогда все равно не любили газелистов, бесчинствующих на улицах Омска. Они обгоняли, подрезали, создавали пробки... Они ежеминутно подвергали опасности не только себя, но и всех участников дорожного движения. Однако, будем справедливы, именно газелисты, эти «совдепы» и «ватники», закладывали в банках движимое и недвижимое имущество, чтобы на кредитные деньги купить «Газельку» и выйти на маршрут.
Увы, мы, омичи, вместе с нашими областными и городскими начальниками так и не смогли подняться над проблемой этих «ужасных» газелистов. Между тем в начале 2005 года перед самым появлением Шрейдера город, как я писал об этом в статье «Поле дураков», имел в наличии:

1. Несколько тысяч активных граждан, представителей малого бизнеса, кровно заинтересованных в развитии СВОЕГО дела, т.е. пассажироперевозок.

2. Эти люди, взявшиеся ниоткуда, стали главным донором российского автопрома. Именно на ­деньги ­газелистов в России на заводе «ГАЗ» были произведены и проданы сотни тысяч микроавтобусов. Но кто-нибудь когда-нибудь назвал этих людей, спасших автопром, инвесторами?

3. Частные автоперевозчики достались нам даром: они не просили денег, не обращались за помощью к Абрамовичам или «Газпромам», им ни рубля не досталось от тех миллиардов, которое государство выделяло на поддержку муниципалов и перевозку льготников…

4. Жесткие законы рынка заставили газелистов-частников объединяться в конкурирующие Союзы автоперевозчиков – другой, более качественный уровень организации пассажироперевозок. Взаимодействуя с властями, они выполняли представительские, управленческие и даже политические функции.

5. Была сформирована и конкурентная среда: Союзам автоперевозчиков и муниципальному транспорту приходилось бороться за пассажиров.

6. Все автоперевозчики жили в ожидании перемен. В то время бизнес был готов принять любые разум­ные предложения властей. Никто уже не спорил – «Газели» надо постепенно, как в Новосибирске, менять на частные автобусы.

И что же делает власть с таким достоянием, этим бесценным человеческим потенциалом?

Поле дураков

Евгений Белов, заканчивающий свой мэрский срок, создает абсолютно безнравственную систему «изъятия излишков» у владельцев маршруток через сомнительные конкурсы и отчисления «на нужды муниципального транспорта».

Но это были еще «цветочки».

С приходом на пост мэра «хозяйственника» Шрейдера, имевшего в то время огромное влияние на губернатора Полежаева, доверившего очередному фавориту миллионный город, борьба с инвестором в сфере частных пассажироперевозок становится тотальной. Два крупных «хозяйственника» изымают из муниципального и регионального бюджетов около миллиарда (!) рублей, чтобы обновить парк автобусов погрязших в долгах городских МУПов. Одновременно на сцене появляется камерцелевская милиция. На газелистов устраивают облавы, в разработку берутся «главари» Союзов автоперевозчиков. И все это делается под «поросячий визг» подконтрольных власти СМИ, объявившей газелистов врагами народа. Частников назвали ответственными за ухудшение экологии, гибель людей, аварии… По мнению властей, это они, газелисты, обдирая население, отказывались ­возить льготников!

Цинизм происходящего заключался в том, что сотни миллионов рублей, выделяемых ежегодно на льготников, отправлялись и продолжают отправляться в МУПы – эту «черную дыру», пожирающую миллиарды бюджетных денег без какого-либо результата. Деньги, как показывает минувшее десятилетие, нужны им для продления нескончаемой агонии. А возят нас по-прежнему газелисты.

Бюджетные деньги, как средство удушения бизнеса

Неужели до сих пор нашим господам градоначальникам не ясно, что Госплана, где распределялись по фондам гайки, болты, колеса, солярка, транспортные единицы, уже нет. У нас мэр Двораковский с губернатором Назаровым сегодня решают, где взять немного налички, чтобы выпустить на линию простаивающие без топлива автобусы. Они же докладывают нам через СМИ, как на школьных обедах удалось сэкономить на нужды муниципального транспорта целых 20 миллионов. И это - уровень управления мегаполисом?!

Так что же нам мешает? Почему наши власти, действуя с позиций обывателя, попирают законы рынка и экономики? Мой ответ прост. В Омске чиновничьи кланы создали свою параллельную «экономику». Речь идет о десятках и сотнях контролируемых чиновниками муниципальных предприятий и бюджетных учреждений, через которые прокачиваются миллиарды. Коммерческие интересы слуг народа, в том числе и в правоохранительных органах - вот причина необъявленной войны с частными инвесторами.  Бизнес повсеместно загоняют в тень, принуждая работать нелегально, по полубандитским и суперкоррупционным правилам. Для чего это делается? Может быть и вправду все дело в том, что нашим чиновникам-бизнесменам все эти газелисты-нелегалы, контролируемые кланами, нужны с одной стороны для сохранения МУПов, а с другой -  для оправдания собственного бездействия. Никто не спорит, в мегаполисе может быть и муниципальный транспорт, и муниципальное предприятие. Но они должны работать в час пик  и на убыточных маршрутах, там, где бизнесу не выгодно.

Я подробно рассказывал о новосибирском опыте 2008 года в статье "Поле дураков? Почему Новосибирск делает миллиарды на пассажироперевозках, а Омск - «закапывает»?". Кстати, это и сегодня прекрасная иллюстрация того, как можно было сделать  городской и областной бюджеты инструментом развития экономики, а не средством ее удушения, как это делается у нас.

В Новосибирске тоже потратили миллиард на покупку новеньких автобусов средней вместимости. Но это были не бюджетные деньги как в Омске, а частные инвестиции. Видите разницу? Вот если бы мы тогда, в 2008, нашим бюджетным миллиардом, вместо покупки автобусов, профинансировали интересы уже действующих, в том числе и нелегально, перевозчиков, сегодня мы бы имели совершенно иную картину.  Нашим автоперевозчикам, также как и новосибирским, было бы выгодно, работая легально, инвестировать средства не в Газельки, а в автобусы… Потому что городские власти за свой счет устанавливали в этих автобусах оборудование для льготника, который оплачивал проезд реальными  деньгами. 

Сделаю оговорку. Новосибирским реформам в сфере пассажироперевозок предшествовало важное политическое решение – монетизация льгот. У нас сегодня губернские власти вместе с Назаровым сваливают решение проблемы на мэра Двораковского -  он во всем виноват, а у них, в Новосибирске, мэр с губернатором сели и договорились о монетизации. В результате у нас над пассажиром-льготником, этой обузой экономики,  измываются как только могут, а у них он, льготник, садится в любой автобус. И ему рады, за него борются на рынке перевозок, потому что льготник платит живые деньги. Скажем то же самое иначе, монетизация, когда наши с вами рубли отдаются нам же, а не в чиновничьи МУПы, это страшный удар по коррупции. Потому что «монетизированные» т.е. реальные деньги, перечисленные на наши социальные карты, мы отдаем тому, в чей автобус  сели.  Вот почему в Новосибирске льготники не обуза, они инвесторы. Наши бюджетные миллионы закапываются на «поле дураков», а у них помогают бизнесу подняться. У них власти занимаются инфраструктурными проектами. А  у нас латанием дыр.

…Сама справедливость требует установить памятник газелистам под окнами омских мэров, так сказать в назидание. Сегодня, когда у городских и областных властей, простите за сравнение, нечем голую задницу прикрыть, они истошно вопят о некоем коллапсе пассажироперевозок! Я прекрасно отдаю себе отчет, для чего вам, господа чиновники, нужен этот КОЛЛАПС. Чтобы добыть, попилить или просто закатать на «поле дураков» еще «немного» бюджетных миллиардов! Нет никакого коллапса, налицо «ИМПОТЕНЦИЯ» ВЛАСТИ!

Но именно частники, эти еще «недобитые газелисты», возили, возят и будут возить нас на работу и с работы.

«Бизнес-курс» №46 от 02.12.2015 г.