Советский праздник. Именно так можно охарактеризовать атмосферу в день выборов в Тирасполе. Из динамиков доносятся популярные старые песни, у входа в школы, общежития, в Дом народного творчества и ремесел улыбающиеся женщины в передниках продают пирожки и соки. На русском, молдавском и украинском языках вывески на зданиях информируют, что здесь находятся избирательные участки.
25 лет спустя после самопровозглашения Приднестровья жители непризнанной республики в шестой раз выбирают депутатов в Верховный совет. Главные противоборствующие силы — группы президента Евгения Шевчука и крупного холдинга под названием «Шериф», принадлежащего олигарху Виктору Гушану. У президента — партия «Возрождение», а у «Шерифа» — «Обновление», имеющее большинство в парламенте.
Примечательно, что в ходе избирательной кампании и те, и другие кандидаты в основном позиционировали себя как независимые. «Шевчуковским» не хотелось оправдываться в политике, спровоцировавшей экономический кризис и заморозку социальных выплат, а «шерифовским» — отвечать на обвинения в том, что они продвигают интересы крупного бизнеса. Избирательную кампанию и сами выборы освещают два крупных телеканала: «Первый приднестровский», контролируемый администрацией Евгения Шевчука, и принадлежащий «Шерифу» телеканал ТВС.
Несмотря на то, что накануне голосования был «день тишины», улицы пестрят политическими лозунгами и плакатами. «Против олигархов, за Россию!» — выведена белыми буквами надпись на фоне Кремля и танков. Это один из агитационных плакатов соратников президента Евгения Шевчука. Если раньше в качестве врага, против которого нужно было сплотиться, выставляли Кишинев, то теперь эту роль, но уже внутреннего врага, играет «Шериф».
Одно из агитационных изданий Приднестровья призывает поступить с олигархами «по-путински». Впрочем, до выборов силовики уже завели ряд уголовных дел в отношении кандидатов, так или иначе связанных с «Шерифом». Буквально на днях президент Евгений Шевчук заявил, что все более актуальным становится вопрос о пересмотре итогов приватизации. В этом контексте понятно, кто чем рискует и у кого какие ставки. Евгению Шевчуку необходим лояльный парламент, чтобы усилить свои позиции перед предстоящими в следующем году выборами президента, а для «Шерифа» потеря большинства в парламенте может спровоцировать и потерю активов.
В экономике Приднестровья, которая в большей степени представлена монополистом в лице «Шерифа», задействованы около 20% населения, а более трети приднестровцев — пенсионеры.
«У нас народ бедный, олигархов не любят, вот и придумали такой лозунг, а что касается призывов «за Россию» — так здесь и без того все за нее», — говорит один из местных журналистов.
«Вот если бы они хотели, чтобы больше не было бедных, я бы мог их понять. А так…», — говорит 60-летний Георгий Павлович, пришедший на голосование в городскую библиотеку.
«Технические наблюдатели» и агитаторы
Более 30 наблюдателей из разных стран приехали на выборы в Приднестровье. Среди них — гости из России, Чехии, Сербской Республики, Эстонии. Один из наблюдателей, член крайне правой партии в Бельгии и куратор организации Евразийский Совет за Демократию Фабрис Баур ранее бывал на так называемом референдуме о самопровозглашении «ДНР» и «ЛНР».
Некоторые позиционировали себя как просто «технические эксперты», которые фиксировали нарушения, а другие выходили далеко за рамки своих полномочий наблюдателя.
Так депутат Госдумы России, зампредседателя Комитета по делам СНГ Казбек Тайсаев активно призывал всех прийти проголосовать, тем самым обеспечив высокую явку. «От этого зависит мир и безопасность Приднестровья», — заявил он в ходе пресс-конференции в ЦИК. Сидящий рядом с ним депутат от КПРФ Сергей Гаврилов и вовсе взялся повторять провластные лозунги «за большую интеграцию с Россией и против олигархизации» и сразу же предостерег кандидатов не нарушать закон и не агитировать в день голосования. Напоследок депутат заявил, что выборы в Приднестровье организованы на «самом высоком уровне» и соседним странам, где проходят «квазивыборы», есть чему поучиться у Тирасполя. «Государство уже состоялось. Наша задача подтвердить легитимность права и свободу выбора граждан Приднестровья», — объяснила российский сенатор Ольга Тимофеева свою миссию в Тирасполе.
Живущий в Германии гражданин Израиля Александр Лурье — один из редких, кто указал на ряд «неприятных процедуральных моментов». Как главную проблему отметил голосование военнослужащих срочной службы, списки которых президентским указом засекречены. К ним не имеют доступа ни наблюдатели, ни даже ЦИК, только члены участковых избирательных комиссий, за которыми закреплены воинские части, а таких округов — почти половина. «Я понимаю, если бы было военное положение, но это не тот случай», — говорит Александр Лурье.
Наблюдатель заявил, что такие меры могут создавать условия для правонарушений. Его удивило также наличие в Приднестровье все еще действительных советских паспортов.
«Количество удостоверений личности, по которым можно голосовать, меня просто повергло в шок. Я понимаю, что это была великая геополитическая катастрофа, но СССР уже 25 лет не существует», — заявил Александр Лурье. «Есть люди, у которых это единственный документ», — отреагировала глава ЦИКа Елена Городецкая. «Столько времени прошло, можно было бы это как-то обменять», — добавил наблюдатель.
Делая свои замечания по выборам в Приднестровье, Александр Лурье подчеркнул в интервью RFI, что в Тирасполе он не является официальным представителем организации Европейская группа политического мониторинга, а выступает в роли технического эксперта.
«Участие в качестве организации означало бы тем или иным образом признание этого государственного образования. Независимо от нашего личного отношения к нему, мы решили от этого дистанцироваться», — объяснил Александр Лурье особенность своей позиции.
По словам наблюдателя, его приезд финансировала его же организация, которая получает пожертвования, к примеру, от грузинской или армянской диаспоры, заинтересованых в мониторинге выборов в их странах.
RFI: Вы наблюдали за «выборами» на востоке Украины?
— Нет. У нас не было уверенности в том, что они проходят добровольно и без принуждения.
— А за «референдумом» в Крыму?
— Нет. Для нас это было очень неожиданно. Безусловно было б интересно посмотреть, но там не было предусмотрено приглашение наблюдателей. Как говорится в старой юмореске, все слишком быстро делали.
Власти непризнанной республики ПМР назвали выборы состоявшимися, а наблюдатели не дождавшись их окончания — «соответствующими международным стандартам».
Елена Габриелян