Правительство региона, создав Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, не несёт финансовой ответственности за его деятельность  объясняет управляющий ­организацией Геннадий Кузнецов.

– Геннадий Алексеевич, в последнее время в СМИ прошло много критики в адрес фонда: эксперты считают, что он может создать серьезные проблемы для правительства из-за невозврата кредитов предпринимателями, с которыми работает. Как прокомментируете эти опасения?
– Критика – хороший способ изменения ситуации в лучшую сторону. Но параллельно с нормальной критикой, к сожалению, наблюдается и критиканство – такое «искусство ради ­искусства», своего рода «школа зло­словия», не более. Механизм поручительств, с которыми работает фонд, сформировался не хаотично и не случайно – это инициатива Правительства РФ в 2006 году по созданию региональных гарантийных организаций с целью обеспечения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса. Данная инициатива основана на международном опыте. Фактически государство не расходует прямым образом средства, вложенные в поддержку, а использует мультипликативный эффект от создания гарантийной организации. Путем формирования ее капитала гарантирует исполнение обязательств в случае дефолтных кредитов, не накладывая дополнительной нагрузки на бюджет. Эта практика показала себя, и на уровне Правительства РФ, президента Владимира Путина неоднократно звучали позитивные отзывы относительного того, что это одна из наиболее эффективных мер государственной поддержки.

– В Омске прижилась эта инициатива?
– Да, есть наглядные результаты. Если мы говорим, например, о той деятельности, которая проведена в рамках омского фонда, то за предыдущие годы порядка 2 млрд 200 млн рублей ­прямых поручительств было выдано фондом при капитализации в 400 млн рублей, то есть фактически каждый бюджетный рубль отработал более 5 раз. При этом, когда делаются некие заключения о возможных некоторых проблемах, то могу вам с уверенностью сказать, что правительство региона, создавая организацию, не несет финансовой ответственности за деятельность фонда, а фонд не несет обязательств по деятельности правительства – это зафиксировано гражданским законодательством. Кроме того, гарантийные организации нельзя рассматривать в отрыве от общеэкономической ситуации. Если в какие-то периоды происходит снижение деловой активности, отмечаются кризисные явления, то, безусловно, увеличивается нагрузка на гарантийные организации, взявшие на себя риски по кредитам, которые были выданы ранее и стали дефолтными в условиях неблагоприятной конъюнктуры. Но даже в таких условиях некорректно говорить о том, что все кредиты одновременно могут стать проблемными. Создавая гарантирующую организацию, государство стремится не создавать дополнительные барьеры для бизнеса, а оказывает помощь в комфортных для бизнеса условиях. Поэтому в регламентах деятельности гарантийных организаций в рамках приказов Минэкономразвития, положений фонда установлен четкий, понятный срок в течение трех дней, за который должно быть принято решение о предоставлении либо отказе в предоставлении поручительства. Никоим образом здесь не должна быть усилена нагрузка на бизнес с точки зрения увеличения сроков, проверки, дополнительных расходов на бизнес. В противном случае это перестает быть интересным и бизнесу, и банкам, которые тоже являются участниками процесса. Более того, банки, делая заключение о возможности кредитования субъекта предпринимательства под поручительство гарантийного фонда, по сути, проводят комплексную экспертизу, в том числе по линии безопасности.

– Она проводилась в отношении обсуждаемого в прессе заемщика Вячеслава Менькова (арендатора культурного общепита в Омске – прим. ред.)?
– Да, по нему имелось положительное заключение всех служб Сбербанка, в том числе и службы безопасности. Сбербанк, как и все остальные банки, является несомненным ­профессионалом на рынке кредитования, поэтому поводов не доверять ему у нас просто нет. А если мы будем «дополнительно закручивать гайки» в виде каких-то не предусмотренных законодательством проверок, то это может просто остановить процесс кредитования под поручительство фонда.

– Поясните, пожалуйста, как вообще возникла ситуация с этим предпринимателем?
– Данный господин обратился в фонд с заявкой на получение поручительства после положительного решения кредитного комитета Сбербанка о возможности кредитования. Запрошенный кредит был рассчитан на 5 лет начиная с сентября 2012 года. С 2012 года заемщик исполнял все принятые обязательства. Неисполнение возникло в текущем году, то есть по истечении 2,5 лет после выдачи кредита. При рассмотрении заявки Сбербанк принял решение без каких-либо замечаний в отношении финансового состояния заемщика. Кредит был предоставлен для приобретения недвижимости и осуществления там ремонта. Поручительство выдано на общих основаниях. Банк принял решение, направил его в фонд, правление которого после проверки потенциального заемщика на соответствие установленным критериям приняло коллегиальное решение о согласовании поручительства.

– А каким образом проверяются предприниматели, которые обращаются к вам за поручительством?
– Еще раз хочу подчеркнуть – фонд не является банковской организацией, и в наши задачи не может входить банковская оценка рисков. В противном случае мы либо подменяли бы банки, либо ставили бы под сомнение их компетентность и состоятельность на рынке. Существуют определенные требования, которые субъект предпринимательства должен соблюдать для получения финансовой поддержки. Эти требования сформулированы в положении о предоставлении поручительства – открыты и доступны всем, в том числе на сайте фонда. Это немалый перечень, который позволяет нам в короткий срок оценить возможность предоставления поручительства. Но с учетом уже имеющегося заключения банка. И самое главное, что это заключение банк нам официально предоставляет в соответствии с соглашением, в котором закреплено, – ответственность за оценку финансового состояния, платежеспособности и деловой репутации предпринимателя берет на себя банк. То есть изначально решение принимается банком. И в фонд клиент не может обратиться без положительного решения банка. Соответственно, фонд не может выступать поручителем неизвестно за кого. Более того, российское законодательство содержит принцип добросовестности как намерений предпринимателей, так и банков при принятии ­решений о кредитовании. И практика показывает, что этот принцип в большинстве случаев соблюдается. В частности, из обозначенных выданных поручительств в сумме 2 млрд 200 млн рублей на сегодняшний день порядка 1 млрд 600 млн рублей полностью исполнены.

– Сколько для предпринимателей стоят кредиты, которые они берут с помощью фонда?
– Практика работы банков характеризуется различными процентными ставками. В свое время выдавались кредиты с участием фонда под 9,5-10% годовых. В последнее время есть кредиты с максимальными ставками в районе 20-25% годовых. Но в целом политику процентных ставок определяет не фонд, а кредитные учреждения. Например, в 2011-2013 годах со Сбербанком была практика работы, когда наше поручительство давало возможность снизить на один процентный пункт ставку по кредиту. Если говорить о вознаграждении фонда, то право и обязанность на это вознаграждение установлено приказами Минэкономразвития России. Размер его составляет от 1/5 до 1/3 ставки рефинансирования Банка России (в зависимости от срока предоставления поручительств), что соответствует требованиям Минэкономразвития России. На сегодня ставка рефинансирования как индикативная величина составляет 8,25%. Соответственно, максимальный размер вознаграждения за поручительство фонда на 5 лет может составить 2,75%. Если разделить на 5 лет, а также учесть, что поручительство составляет в среднем 50% от кредита, то получается 0,27% в год. Согласитесь, что подобное увеличение нагрузки по кредиту не является значительным.

– Сколько сейчас денег фонд хранит на депозитах? Не все эксперты понимают, зачем это нужно.
– На сегодняшний день капитализация фонда составляет порядка 400 млн рублей. Эти средства не лежат «мертвым грузом», а приносят доход для обеспечения рисков по обязательствам. Это дает нам возможность платить фонду по возникающим дефолтным кредитам предпринимателей.

– Сколько денег за все время своего существования фонд выплатил по искам, поданным банками? На какую сумму? Какие средства для этого использовались?
– За весь период деятельности фондом исполнены обязательства на сумму 133,7 млн рублей – это не более 6,1% от объема предоставленных поручительств. Фонд исполняет обязательства по кредитам заемщиков прежде всего за счет доходов, которые поступают от размещения средств на депозитах. Но! Обратите внимание и на просроченный портфель банков по сектору малого и среднего бизнеса, который составляет 10-15%. По сравнению с ситуацией в фонде, этот процент выше и более проблемен с точки зрения заемщиков. И это на фоне того, что независимыми экспертными оценками неоднократно подтвержден высокий уровень надежности гарантийного покрытия фонда. Важно также отметить, что фонд по каждому из заемщиков ведет работу в части реструктуризации кредитов, содействия предпринимателям в выходе из сложных ситуаций. Но даже после исполнения обязательств мы проводим регрессную работу. Это значит, что фонд взыскивает и реализует залоги тех субъектов, за которых выполнены обязательства. Соответственно, частично эти средства возвращаются, такая практика уже есть.

– На что фонд тратит заработанные средства? Сколько человек работает в штате фонда?
– Фонд тратит средства на исполнение обязательств, которые возникают в процессе осуществления нашей деятельности. Есть периоды накоплений, есть периоды расчета по этим обязательствам. На сегодняшний день мы ведем речь о расчетах по тем обязательствам, которые возникли у нас по требованиям банков. Непосредственно этой деятельностью занято 7 человек, их оплата труда учтена в тех доходах, которые фонд получает от ее ведения.
Общая же численность фонда – 33 человека, включая сотрудников, которые занимаются другими видами деятельности фонда, не связанными с предоставлением поручительств. Расходы на оплату их труда финансируются за счет других источников. У нас действуют три Центра: Центр поддержки экспорта Омской области, Региональный интегрированный центр и Центр поддержки предпринимательства. Сметы на их содержание отдельно утверждаются Минэкономразвития России и финансируются вне зависимости от работы фонда по направлению поручительств.

– Каким образом проверяется эффективность кредитов, полученных с помощью фонда?
– Мы ведем мониторинг развития компаний, которые получили кредиты с нашим участием. По итогам 2014 года из 164 субъектов, по которым действуют кредитные договоры с нашими обязательствами, 100 предпринимателей согласились принять участие в мониторинге. Их выручка составила 6,2 млрд рублей, сумма налогов – порядка 170 млн рублей, инвестиции в основной капитал – около 262 млн рублей. При этом численность занятых составила порядка 2200 человек. То есть мы можем наблюдать, что субъекты бизнеса, получающие поручительства фонда и кредиты банков, создают достаточно существенный эффект в экономике региона.

Наталья Николаева

«Бизнес-курс» № 45 от 25.11.2015 г.