Всё померкло перед капремонтом: и административные правонарушения, и недропользование, и охотничьи ресурсы, и пассажирские перевозки… Обсуждая «капитально наболевшее», омские парламентарии на очередном заседании Заксобрания сцепились не на шутку. Даже Владимир Варнавский временами капитулировал. Потом стало понятно: за капитуляцией крылось стратегическое отступление, никак не повлиявшее на итоговую победу главнокомандующего.
«Капитальный ремонт – это не бизнес, это крест», – провозгласил заместитель главы области по строительству Станислав Гребенщиков на своей последней пресс-конференции. «Распять» ли все-таки на этом кресте жителей новостроек? Вопрос не новый, но острый и по-прежнему спорный. Чуть до драки не дошло, ей-богу! Зато сразу показали новому первому заму главы области Новоселову «ху из ху» в омском парламенте. Не только вы, мол, Андрей Александрович, на крепкое словцо горазды, мы и сами не лыком шиты.
Есть легкое подозрение, что на грядущих бюджетных слушаниях дискутировать будет не о чем и депутатская встреча пройдёт в обреченном молчании. Посему «отрывались» сегодня.
Солировал Дмитрий Шишкин, депутат и бизнесмен. Исходные данные – знакомый законопроект, который рассматривали во втором чтении. Документ отдает на откуп региональному правительству право установить срок, по истечении которого жители новостроек обязаны платить «финансовый оброк» на капитальный ремонт.
Как известно, роль «бабы Яги» в этом вопросе взяли на себя коммунисты. Еще месяц назад представитель партии «красных» Максим Михайленко предложил освободить счастливых новоселов от уплаты взноса за капремонт на пять лет. Мотивация простая: все строительные дефекты в этот срок должен устранять застройщик. «Людям будет хоть немного проще платить за ипотеку», – убеждал коллег по Заксобранию Михайленко.
Не убедил, но коммунисты не сдались. Сформулировали поправки, направили в профильный комитет. Тот их благополучно отклонил. И вот дежавю: на заседании снова звучат знакомые слова про жилищно-финансовую «пятилетку».
– Вопрос рассматривался на комитете, но ни одного весомого довода, почему нельзя установить пятилетнюю отсрочку, не прозвучало, – едва дослушав Шишкина, начал возмущаться Максим Михайленко. – Каковы аргументы? Мы слышим лишь мнение минстроя: отсрочку вводить нецелесообразно. Новостройки – лакомый кусочек для управляющих компаний: деньги им жители платят, а ремонтировать нечего!
– А почему пять? Почему не семь, не десять лет? – откинулся на спинку своего кресла Варнавский.
Все прекрасно знали: если спикер не хочет шума, он его не допустит. Показательный «тычок» коммунистам, пара отвлекающих метафор, история из жизни, острый «варнафоризм», грозный взгляд, и формула «баста, банда!» сработает безотказно.
И тут «банда» пожелала высказаться. Варнавский одну за другой читал высветившиеся на экране фамилии неравнодушных, и с каждой секундой все более неравнодушными становились его собственные интонации. «Семь человек? Сдурели, что ли?» – явственно слышалось в голосе лидера парламента.
– Я не понял! – не выдержал он в итоге. – Чё шумиха-то поднялась? Околополитическим интригам, которые раскручиваются в преддверии выборов, не место в Заксобрании! – Варнавский оглядел присутствующих в явной надежде, что экран с фамилиями тут же станет девственно чистым.
Но никто не отказался от выступления. Депутаты они, в конце концов, или право имеют?..
Своего молодого коллегу поддержал Андрей Алехин. Сделал это по обыкновению сурово, эмоционально и категорично.
– Призываю принять поправку. Федеральный законодатель дал нам такое право. Мы имеем право освобождать жителей от этой уплаты. Почему не доверяем Москве? Позиция нашего правительства известна и непонятна. Назаров, Гребенщиков, а вслед за ними и Масан противоречат Путину!
Редкий человек! Вряд ли кто-то еще, кроме Андрея Алехина, осмелился бы произнести подобное. Впрочем, возможно, это была тренировка перед боем. Говорят, лидер региональной фракции КПРФ собрался на выборы в Госдуму. А там еще и не так выступать придется.
– Призываю не прятаться за правительство и взять ответственность на себя! – убеждал Алехин.
– Мы законодатели, а не интриганы, – отбивался Варнавский. – Даже губернатор свое слово не сказал. Виктор Иванович, может, вы снимете интригу?
Взгляды разгоряченных спором депутатов устремились в сторону главы области.
– Не понимаю, как можно говорить, что это решение всего правительства, – обиделся Назаров. – Ведь вопрос все еще в процессе обсуждения. Каждый из членов правительства может высказать свое мнение. Мы создали рабочую группу и будем принимать решение с учетом интереса жителей, – закончил губернатор выступление традиционной чиновничьей мантрой.
– Есть ли смысл дальше обсуждать? Губернатор сказал свое слово! – возликовал Варнавский.
Но вот напасть! Все по-прежнему мечтали высказаться.
Взывал к голосу разума Сергей Калинин:
– Через четыре года жители сами скажут «спасибо» за то, что у них скопились деньги на ремонт. Мы знаем ситуацию на рынке и с бюджетом. То, что мы обираем граждан – популистские заявления.
Горячился Димитрий Галаванов:
– Есть ощущение, что оппоненты делают заявления, а мы делаем капремонт. Представляю сегодня сельское население. Там бабушки собирают на ремонт сами, а чем горожане из новостроек хуже?
Предлагал компромиссное решение Алексей Провозин:
– Спецсчет для каждого дома, и не было бы вопросов. «Общий котел» – вот корень дискуссии. Я плачу взносы, а ремонтируют соседний дом – это проблема. Все остальное – частности.
Снова брал слово Виктор Назаров, напоминал:
– Готовы работать с любой фракцией, назначать специалистов. Почему за полгода никто не обратился? К чему сегодня эти пиар-акции?
– Чушь собачья, Виктор Иванович! – окончательно рассвирепел Алехин. – Извините за резкость. Нет никакого популизма и пиар-акций. Гребенщиков – ваш зам, я думал, что он выражает позицию правительства. Напоминаю, что наша поправка отражает позицию президента, а «Единая Россия» идёт против этого.
«Против» или «за», но в итоге, отклонив поправки, депутаты приняли законопроект большинством голосов. Перед этим получив-таки «порцию мотивирующего добра» от Владимира Варнавского.
– Поголовье великих людей растет быстрее, чем крупного рогатого скота, но спрос на говядину больше», – философски заметил спикер, останавливая бурное обсуждение спорного закона о капремонте.
Всем платить и немедленно! И баста! Кто в результате в образе «великих», а кто в роли КРС – вопрос открытый.
Елена Ярмизина
Фото: Диана Огородникова
«Бизнес-курс» № 45 от 25.11.2015 г.