Компания «Лукойл» еще с 2005 года отказалась от процессинга: налоги холдинга стали справедливо перераспределяться по регионам, а бизнес стал более прозрачным. У нас все иначе.

Геннадий Фридман,
президент ООО «Ф-Консалтинг»:
– Вернуть налоги нефтезавода – это, конечно, было бы здорово. Но шансов мало. Тем не менее если все знают, что шансов мало и не берутся за дело, в итоге ничего и не происходит. А если пытаться что-то делать, то вероятность того, что одна тысячная в итоге превратится в единицу, все же есть! Это же анекдот, что омский нефтезавод прописан в Санкт-Петербурге. Но он там тем не менее прописан. И нам, омичам, конечно, хотелось бы, чтобы он вернулся как налогоплательщик. Да, существуют на законодательном уровне удобные и грамотные схемы возврата налогов. Но есть те, кто желает, чтобы все оставалось именно так, как есть. И они оказываются толще тех, кто желает иначе. Но пытаться все равно можно!

Сергей Сусликов,
президент ИД «ТРИЭС»:
– Надо запретить законодательно госмонополиям не только «процессинги», но и благотворительность. Им выгодно держать нас в нищете и на этом фоне «творить добро» за наши же деньги. Помните рубль, который они набрасывали на бензин, чтобы якобы содержать «Авангард»? Сегодня благотворительность, которой занимаются топ-менеджеры «Газпрома», – это гигантский коррупционный бизнес. И у нас, омичей, нет никаких возможностей послать туда контрольно-счетную палату. Ликвидация процессинга поможет нам распоряжаться своими деньгами на своей территории. Каждый должен заниматься своим делом: они – добывают, перерабатывают, продают и платят налоги, а мы – все остальное. Я думаю, что наш президент Путин понимает глубину и актуальность этой коррупционной проблемы, и ее решение стоит на очереди.

Руслан Евтихов,
предприниматель:
– Путин сказал, что бизнес должен быть социальный. А что такое «Газпром»? Это не бизнес, это государство. Увы, получается, что государство у нас не социальное. А вот «Лукойл» – это бизнес...

Алексей Провозин,
депутат Законодательного Собрания Омской области:
– Я считаю, что отменить процессинг мешают интересы топ-менеджмента «Газпрома». Именно поэтому он до сих пор остается одним из тех предприятий, деятельность которых непрозрачна. «Газпром» – большая компания, которая присутствует во всех регионах России, поэтому решения по отмене процессинга должны исходить исключительно от первых лиц страны – президента и премьер-министра. Одному или даже нескольким губернаторам, которые решат объединиться, чтобы сообща решить этот вопрос, сделать это не удастся. Слишком разные весовые категории. Случится ли это когда-нибудь? Я надеюсь, что случится, когда наступят более спокойные времена. Сегодня этому мешает сложная политическая ситуация в стране.

Александр Цимбалист,
экс-спикер Горсовета:
– Мешает и то, и другое. Карманный губернатор совершенно не думает об Омской области, он думает только о себе. Мешает слабость членов правительства, которые думают только о своих креслах. Топ-менеджеры «Газпрома» преспокойно сидят в Питере, гребут деньги под себя, и больше их ничего не интересует. Они даже не знают, где на карте находится Омская область! Все зависит от правительства, Законодательного Собрания и личной позиции губернатора. Но, к сожалению, омичи ошиблись с выбором главы региона, его нужно немедленно отправлять в отставку, он не обучаем. Поэтому вся надежда в решении этого вопроса только на администрацию президента. Я верю, что там работают благоразумные люди. Если бы они были в российском правительстве, этот вопрос, я думаю, был бы уже решен.

Евгений Вдовин,
блогер, общественник:
– Это должно быть больше политическое решение, нежели финансовое. Возможно, у нашего губернатора не хватает решительности и изворотливости прийти в Кремль и поднять там этот вопрос. Ведь это же логично: завод работает у нас, значит, и деньги должны быть наши. Поэтому я считаю, что это необходимо сделать, иначе город просто встанет на колени, и потом уже сложно будет подняться. Если команда губернатора это сделает, то Виктор Иванович сможет заработать много очков от нашего населения.

Юрий Шатилов,
директор консалтингового агентства «Ладно»:
– Ждать возврата налогов в Омск бессмысленно. Да и что такое омский регион для такого монополиста, как «Газпром», чтобы ему менять подход к бизнесу и отказываться от процессинга? «Лукойл» – не лидер, это догоняющая компания. Вот они и вынуждены работать, используя рыночные методы, от которых давно отказался «Газпром».

Вадим Грабарь,
директор «Сибирского Внедренческого Центра»:
– «Газпром» – мощная частно-государственная структура, и сегодня он чувствует себя так уверенно, что регионы его особо не интересуют. «Лукойл» в этом смысле более демократичная компания.

Алексей Саяпин,
депутат Горсовета:
– «Газпром» у нас принято напрямую ассоциировать с государством, поэтому подобная схема распределения налоговых отчислений, конечно, идет сверху. Само собой, мне как патриоту Омска это не нравится, и пример «Лукойла» выглядит более близким и понятным. Перемены в этом вопросе необходимы, о них надо говорить. Поэтому не считаю, что нефтезавод мы потеряли уже безвозвратно.

Евгений Бондарев,
директор сети супермаркетов «Спортхаус»:
– Как мне видится, руководству «Газпрома» гораздо интереснее и выгоднее контролировать все денежные потоки. Тем более кто знает, как выглядят реальные сметы реконструкции той же улицы Ленина? Есть ли там два потраченных миллиарда? В случае с налоговыми отчислениями ситуация будет выглядеть иначе. Конечно, всем омичам хочется, чтобы свои налоги нефтезавод платил здесь, но это для «газпромовцев» попросту невыгодно.

«Бизнес-курс» № 41 от 28.10.2015 г.