Западная пресса вспомнила самый известный танк «Омсктрансмаша». Бронемашину, которую при губернаторе Леониде Полежаеве у нас называли «лучшим в мире танком», иностранные эксперты раскритиковали.
«The National Interest» на днях почему-то опубликовала большую статью об этом подзабытом образце омской оборонки... «Т-80 представляет собой яркий пример того, что тяжелобронированные танки могут скрывать значительные слабости. В свое время Т–80 рассматривался российским военным истеблишментом как премиальный танк, однако большое их количество было потеряно в сражениях с оснащенными легким оружием партизанскими формированиями во время первой чеченской войны. Его репутация была утрачена навсегда.
Однако первоначально предполагалась, что его будет ждать совершенно иная судьба. Танк Т–80 стал последним основным танком, разработанным в Советском Союзе. Это был первый советский танк, оснащенный газотурбинным двигателем, и в результате он получил возможность передвигаться по дорогам со скоростью 70 километров в час, а также обладал эффективным соотношением мощность/вес, составлявшим 25,8 лошадиных сил на тонну.
Это сделало стандартный танк Т–80Б самым скоростным из числа выпускавшихся в 1980–х годах.
Боевая доблесть чеченцев — и провальная российская тактика — в большей степени является причиной потерь танков Т–80, чем его собственные характеристики. Тем не менее, у него имелся существенный недостаток. В конечном итоге Т–80 оказался слишком дорогим и, кроме того, он потреблял слишком много горючего. Российские военные через некоторое время сделали выбор в пользу более экономичного танка Т–72.
Пытаясь справиться с проблемами автоматизации Т–64 (предшественника Т-80), Советы стали задумываться о разработке нового танка с мотором, оснащенным газовой турбиной. Газотурбинные двигатели обладают высокой приёмистостью и имеют хорошее соотношения мощность/вес, они способны быстро заводиться зимой без предварительного разогрева — это важно в условиях суровых российских зим — и, кроме того, они легкие.
Если говорить о недостатках, то они потребляют много топлива и более чувствительны к грязи и пыли, что является результатом их повышенного забора воздуха в сравнении с обычными дизельными двигателями.
Первоначальная базовая модель танка Т–80 была принята только в 1976 году — значительно позднее, чем планировалось. Советская танковая промышленность была занята исправлением недостатков танков Т–64 и двигалась к производству Т–72, который представлял собой более дешевый запасной вариант. В то же время Советы производили больше танков Т–55 и Т–62 для своих арабских союзников, потерявших сотни бронированных машин в ходе войны Судного дня в 1973 году.
Ранние модели Т–80 также имели свои проблемы. В ноябре 1975 года бывший тогда министром обороны Андрей Гречко остановил дальнейшее производство этих танков из-за их слишком большого расхода топлива и незначительного увеличения огневой мощи в сравнении с Т–64А. И только спустя пять месяцев Дмитрий Устинов, преемник Гречко, разрешил начать производство этого нового танка.
Производство первоначальной модели Т–80 продолжалось два года — не так долго, поскольку его превзошел танк Т–64Б, у которого была новая система управления огнем, позволявшая ему стрелять из основного орудия ракетами 9М112 «Кобра». Еще более важным было то, что Т-80 был почти в три с половиной раза дороже, чем Т–64А.
На смену основной модели в 1978 году пришел танк Т–80Б. Он считался наиболее современным «премиальным» танком на Востоке, и поэтому большая часть Т-80Б была направлена в гарнизон самого высокого риска — в группу советских войск в Германии.
За свою высокую скорость его прозвали «танком Ла–Манша». В советских военных играх было принято считать, что Т-80 способны достичь берегов Атлантического океана за пять дней — при условии, что они не будут испытывать проблемы с горючим.
В то время как Т–80 уже мог похвастаться современной композитной броней, он был еще больше защищен с помощью динамической системы «Контакт–1». Оснащенные активной броней на таких же горизонтальных уровнях, как последние модели Т–72А, танки Т–80 стали обозначаться как Т–80БВ.
В 1987 году вместо Т–80Б стали производиться Т–80У, хотя и по общему количеству они не превзошли своих предшественников.
Однако танк Т–80У производился недолго. Его силовая установка ГТД–1250 все еще потребляла слишком много топлива и была сложна в обслуживании. Вместо него стали производить дизельную модель Т–80УД. Это был последний вариант танка Т–80, производившийся в Советском Союзе. Это была также первая модель, которую можно было увидеть в действии за пределами учебного центра… если под выражением «в действии» понимать обстрел из танкового орудия российского Парламента в октябре 1993 года во время конституционного кризиса.
В декабре 1994 года война против сепаратистов в Чечне была первым случаем использования Т–80 в ситуации, когда снаряды летели в обоих направлениях… и это стало для Т–80 катастрофой эпического масштаба.
Когда повстанцы в Чечне провозгласили независимость, российский президент Борис Ельцин приказал войскам возвратить эту бывшую советскую республику в состав России с помощью силы. В созданную группировку вошли Т–80Б и Т–80 БВ. Экипажи не имели специальной подготовки на танках Т–80. Они не знали о его прожорливости и иногда полностью сжигали запас топлива на холостом ходу.
Продвижение российских вооруженных сил к чеченской столице городу Грозный было больше похоже на кровавую бойню, устроенную для интервентов — около тысячи солдат погибли и 200 единиц техники было уничтожено в период с 31 декабря 1994 года до вечера следующего дня. Самые современные российские танки Т–80Б и Т–80БВ в составе российской ударной группировки понесли ужасные потери.
Хотя Т–80 защищены от прямых фронтальных попаданий, многие танки были уничтожены в результате катастрофических взрывов, а их башни отлетали после многочисленных залпов, которые чеченские повстанцы производили из гранатометов РПГ–7В и РПГ–18.
Оказалось, что система заряжания Т–80 «Корзина» имела фатальный изъян в конструкции. В системе автоматического заряжания готовые снаряды находились в вертикальном расположении, и только опорные катки частично их защищали. Выстрел из РПГ, произведенный сбоку и направленный выше опорных катков, вызывал детонацию боекомплекта и приводил к срыву башни.
В этом отношении Т–72А и Т–72Б наказывались подобным же образом, однако они имели несколько большую вероятность выживания в случае удара с фланга, потому что их система автоматического заряжания использовала горизонтальное расположение боеприпасов, которые находились ниже уровня опорных катков.
Второй главный недостаток Т–80, как и предыдущих российских танков, был связан с минимальными уровнями вертикального наведения орудия. Нельзя было выстрелить из орудия по повстанцам, которые вели огонь с верхних этажей зданий или из подвалов.
Справедливости ради следует сказать, что, вероятнее всего, причиной больших потерь была плохая подготовка экипажей, недостаточное обучение и катастрофическая тактика. Россия так торопилась начать боевые действия, что танки Т–80БВ вошли в Грозный, не заполнив взрывчаткой контейнеры динамической защиты, что делало её бесполезной. Говорили даже о том, что солдаты продавали взрывчатку для того, чтобы увеличить таким образом своё денежное содержание.
Советская армия уже давно забыла о тяжелых уроках городских боев времен Второй мировой войны. Во время холодной войны только подразделения спецназа и берлинский гарнизон проходили подготовку для ведения городских боев. Не ожидая значительного сопротивления, российский войска вошли в Грозный, и при этом солдаты находились в БМП и БТРах. Их командиры теряли ориентацию, потому что у них не было правильных карт.
Поскольку российские солдаты не очень хотели выходить из своих бронетранспортеров и зачищать комнату за комнатой, их чеченские противники – они знали слабости российской бронетехники, поскольку служили в армии во времена Советского Союза — получали возможность превратить танки и бронемашины в крематории.
Российскому командованию легко обвинять в чеченской катастрофе конструкционные ошибки при создании Т-80 и не обращать внимание на грубое оперативное планирование и тактические просчеты. Но, в конечном итоге, именно недостаток денег стал причиной того, что более дешевые Т–72 заменили собой Т–80, став предпочтительным выбором для российского экспорта и для военных действий после чеченской войны.
Когда развалился Советский Союз, Россия потеряла завод в Харькове, который стал собственностью Украины. Завод в Омске, где производился Т–80У, оказался банкротом, тогда как ленинградский ЛКЗ больше уже не выпускал более раннюю модель Т–80БВ.
Для России больше не имело финансового или логистического смысла иметь три типа танков — Т–72 (А и Б), Т–80 (БВ. У и УД) и Т-90. Все эти модели имели одно 125–миллиметровое орудие 2А46М и одинаковые по своим характеристикам ракеты, запускаемые через ствол орудия. Но у всех у них были разные двигатели, системы управления огнем и шасси.
Если говорить упрощенно, то эти танки имели общие возможности, но различались по запасным частям вместо того, чтобы иметь общие запасные части и различные возможности. Поскольку Т–80У был намного дороже, чем Т–72Б, было логичным то, что выбор испытывавшей проблемы с наличными России пал на Т–72.
Однако Москва продолжала экспериментировать с Т–80 — специалисты добавили активную систему защиты, в которой использовался работающий в миллиметровом диапазоне радар для слежения за подлетающими ракетами еще до срабатывания системы активной защиты. В результате в 1997 году появился Т–80УМ–1 «Барс», однако в производство он не был запущен — вероятно, из-за бюджетных ограничений.
Россия не использовала Т–80 во второй чеченской войне в 1999–2000 годах и не применяла их в ходе короткого конфликта с Грузией в 2008 году — насколько нам известно. Пока танки Т–80 не участвовали в войне на Украине», — отметил журнал.
Как рассказывал БК55, этот танк был основным экспонатом проводившейся в течение полутора десятилетий выставки «ВТТВ», однако существенных контрактов благодаря выставке заключить так и не удалось. При инициаторе «ВТТВ» — тогдашнем губернаторе Леониде Полежаеве — Т-80 называли «лучшим в мире,» «летающим танком», однако даже российские военные от него были не в восторге.
Никита Летов