Авторы проекта задумали снять этот сериал задолго до того, как президент России Владимир Путин аннексировал Крым, однако его сюжет выдает то беспокойство, которое испытывают многие соседи России.
«Оккупированных» сняли скандинавы. Ю Несбё, норвежский писатель и автор бестселлеров, написал первые его эпизоды еще в 2008 году. А сам сериал выпустила шведская киностудия Yellow Bird, снявшая чрезвычайно популярный фильм «Девушка с татуировкой дракона». Эрик Шельдбьерг, режиссер «Нации прозака» - голливудского фильма 2001 года с Кристиной Риччи в главной роли - стал режиссером и соавтором этого сериала.
Этот сериал обошелся своим создателям в 90 миллионов крон (почти 11 миллионов долларов), став самой дорогостоящей телепостановкой в истории норвежского телевидения, а динамичный и насыщенный действием трейлер показывает зрителям, на что были потрачены эти деньги.
Фильм начинается с того, что к власти в Норвегии приходит партия радикальных экологов, правительство которой прекращает добычу газа и нефти. Это приводит к энергетическому кризису в Европе (вполне правдоподобный сценарий развития событий, учитывая, что Норвегия поставляет примерно 11% потребляемой в Евросоюзе нефти и треть потребляемого им природного газа - в этом году она обошла Россию и заняла первое место по объемам поставок). Европейцы просят Россию вторгнуться в Норвегию, чтобы поставки энергоресурсов возобновились. Вторжение оказывается довольно мягким: не происходит никаких военных действий, норвежцы сохраняют все свое имущество, уклад жизни и даже ощущение личной свободы. Кажется, что Несбё пытается спросить: будет ли население сопротивляться при таких обстоятельствах? Французский писатель Мишель Уэльбек уже поднимал эту тему в своем романе «Подчинение», в котором он рассматривает реакцию французов на победу на выборах исламского кандидата.
Пока продюсеры работали над проектом «Оккупированных», Россия вторглась в Крым, и идеи Несбё вдруг оказались вовсе не такими надуманными. В одном из своих интервью он сказал, что в сериале русские «ни в кого не стреляют, они просто приходят и показывают, что теперь главные здесь они». Он добавил: «Главная особенность Скандинавии заключается в том, что мы многое считаем само собой разумеющимся. А это опыт других стран. Вспомните Югославию 1990-х годов - это была демократическая страна, следовавшая правильным путем, однако Слободану Милошевичу потребовалось всего полгода, чтобы развязать там гражданскую войну».
Российский режим, как правило, не реагирует на фильмы, в которых русских изображают злодеями, в отличие от Казахстана, где был запрещен фильм «Борат», или Северной Кореи, которая, по некоторым данным, взломала системы компании Sony, чтобы помешать выходу «Интервью». Однако сериал «Оккупированные» вызвал негативную реакцию со стороны российского посольства в Осло. Как передает официальное информационное агентство ИТАР-ТАСС, в заявлении посольства говорится следующее: «Хотя авторы сериала старательно подчеркивают вымышленность сюжета, якобы не имеющего ничего общего с действительностью, речь в этом фильме идет о вполне реальных странах, причем России, к сожалению, отведена роль агрессора. Безусловно, жаль, что в год празднования 70-летия Победы во Второй мировой войне авторы сериала, словно забыв о героическом вкладе Советской армии в освобождение Северной Норвегии от немецко-фашистских захватчиков, решили в худших традициях холодной войны попугать норвежского зрителя несуществующей угрозой с Востока».
Такую обидчивость россиян легко понять. Война на Украине настроила против России многих ее соседей. Сегодня 80% поляков негативно относятся к России - для сравнения в 2013 году их было 54%. А страны Балтии уже начали готовиться к худшему: в Литве даже было выпущено специальное руководство, рассказывающее ее гражданам, что им необходимо делать в случае вторжения. Эстония между тем планирует построить стену вдоль ее границы с Россией.
Что касается скандинавских стран, в июне Эдвард Лукас из Центра анализа европейской политики опубликовал доклад, в котором он назвал Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию «новыми пограничными государствами Европы». Он также заявил, что в марте Россия провела военные учения, в ходе которых отрабатывался «быстрый захват» северной части Норвегии, а также некоторых областей Финляндии, Дании и Швеции. Кроме того, Норвегия является одним из соперников России в борьбе за влияние Арктике.
Ссоры являются серьезным раздражителем для России, особенно сейчас, когда падение мировых цен на нефть нанесло сокрушительный удар по ее экономике. Кремль надеется погасить конфликт на Украине, чтобы восстановить отношения с Европой, а это исключает дальнейшие военные маневры. Между тем сейчас Кремль почти ничего не может сделать кроме ухода с Украины, возврата Крыма и согласия пойти на уступки, чтобы избавиться от репутации непредсказуемого агрессора.
Есть еще один момент, касающийся сериала, о котором стоит упомянуть. В период его съемок в прошлом году Эни Даль Торп, исполнительница одной из главных ролей в сериале, отметила в своем интервью, что, по ее мнению, роль Евросоюза в этой выдуманной оккупации Норвегии не так уж и неправдоподобна. Таким образом, этот сериал передает не только настороженное отношение норвежцев к России, он также отражает их тревогу, связанную с тем, что Норвегия фактически является газозаправочной станцией Евросоюза, зажатой между влиятельными и сильными соседями.
Жизнь на границе между Западом и Востоком страшна и опасна, и чутье Несбё, заставившее его снять о ней сериал, несомненно, принесет огромный успех «Оккупированным».
Леонид Бершидский