Обозреватель журнала «Бизнес-курс» Александр Очаковский поделился с БК55 своим скепсисом по поводу надвигающихся губернаторских выборов.
Что я думаю о выборах губернатора? – Понятно, что это просто некое общественное мероприятие. Выборов, как таковых, нет. Есть условный процесс «легитимизации» назначенца через голосование – «куда деваться...». Во избежание недоразумений никого симпатичного (более симпатичного чем…) на эту панель предложений не выпускают, сюрпризы «снизу» не приветствуются.
Я взрослый человек, имею штамп о прописке в Омске, гражданин. Но при этом я не знаю, куда свою гражданскую силу приложить. Идти или не идти на выборы? Власти-то в регионах сегодня нет – есть исполняющие инстанции. Губернатор сегодня – это условный начальник, распорядитель, назначенный сверху. И его основная задача – вовремя писать в Москву требуемые справки о выполнении поручений. Другого не назначают, потому что думают: а вдруг этот другой «неправильные» справки будет писать, которые сразу и не разберёшь.
Местной же территорией губернатор не управляет. Власти у него такой нет и местное общество ему этого и не поручало. В России выстроена суперунитарная «федерация», ни о какой конкуренции выборных «предложений и достижений» речь не идёт, особенно внизу «российской унитарии», на областном уровне.
Грешным делом, я думал проголосовать за Денисенко. Просто потому, что он – нечто микродругое. Может, он сделает что-то не так. Риторика изменится. Не ветер перемен, конечно, так - сквознячок. Но, похоже, нам и в сквозняке отказали. И вы знаете, меня это не расстроило. Потому что это ни на что не влияет. Потому что выборы сегодня – это уже даже и не «театр», а «самодеятельность», это хуже даже, чем было в Советском Союзе.
В СССР выборы проходили каждые четыре года. Нужны они были большевикам не для жителей-избирателей, а для «соотнесения» страны со всем остальным миром. Какой-нибудь швейцарец, открыв газету в разделе новости читал: «В СССР прошли выборы». Швейцарцы читали и соотносили нас с собой, думали, что в СССР живут такие же люди, как они, у которых голова тоже сверху и у которых тоже есть выборы. Что-то у них там не так, но, в общем, похоже. Что реально за этим стояло – сильно не вникали. Тогда это было просто канонизировано. Лучшая в мире партия выдвигала лучших кандидатов, и другие в принципе не могли появиться.
Сегодня смысл выборов как выбора утерян. Но выборы нужны! Как тренировка процесса, чтобы не забылись. Мало ли что будет лет через ...дцать.
У «демократических выборов» есть и другие проблемы – взрослость общества. Я считаю, что в условиях нынешней охлократии народу в некотором смысле и нельзя доверять выбирать власть. Кто-то голосует «просто по приколу», а кто-то – потому, что ему «приказал» телевизор. Особенно страшны в этом смысле пенсионеры. Они выросли в условиях иерархий, в больших трудовых коллективах, в которых ими недвусмысленно управляли. Сегодня их начальником стал телевизор. И через эту стену пенсионерско-телевизорную никому не пробиться. Чей телевизор – того и пенсионер, чей пенсионер – того и власть.
Предлагаю ли я ввести какой-то дополнительный антипенсионерский фильтр? – Вопрос сложный, но решения нужны. Чтобы такой субкласс, как пенсионеры, не ломал жизнь всем остальным, будущему.
А в конце я прошу молодых: Ходите на выборы! Иначе к урне придут только ваши бабушки и дедушки, которые, в массе своей, умеют только кланяться и говорить «спасибо, барин!».