В первом полугодии 2015 года Казахстан обогнал Россию по доле ВВП на душу населения.
Это — один из ключевых индикаторов благосостояния не только государства, но и общества. Более того, согласно прогнозам, к концу года Казахстан лишь укрепит свои позиции. Означает ли это, что Россия может скоро стать второй, а не первой, как мы все привыкли, экономикой на территории бывшего СССР?
Размер имеет значение
Утверждать, что экономика Казахстана может стать крупнейшей на постсоветском пространстве уже в ближайшем будущем, конечно же, нельзя. Это возможно лишь в среднесрочной перспективе, ведь даже если бы она развивалась так же динамично, как и в прежние годы, когда рост составлял шесть и более процентов в год, все равно разница в объемах пока слишком велика.
Номинальный долларовый ВВП в 2014 году, по данным национальных статистических органов, составил 1876 миллиардов в России против 212 миллиардов у Казахстана. То есть российская экономика при простых арифметических подсчетах получается больше в 9 раз.
Таким образом, Казахстану догонять Россию пришлось бы еще очень долго. Если, конечно, она сама не двинулась бы ему навстречу. А именно такие усилия сегодня, похоже, предпринимает Кремль. Не довольствуясь тем, что снижаются цены на главный экспортный товар — нефть и газ, власти последовательно загоняют страну в ловушку санкций и контрсанкций.
С момента аннексии Крыма прошло всего полтора года, а экономический рост в России уже сменился падением, катится вниз и курс национальной валюты — рубля. Реагируя на это, все больше предпринимателей предпочитает выводить свой бизнес за рубеж. В том числе и в Казахстан.
Налоги и коррупция
Еще несколько лет назад никто бы, наверное, не поверил, что российский бизнесмен может выбрать для переноса предприятия, например, «азиатский» Казахстан. Там, разумеется, хватает своих проблем. Однако долгосрочная экономическая политика Астаны приносит свои плоды.
Во-первых, в Казахстане более стабильная, чем в России, налоговая система. Некоторые эксперты даже считают, что она менее обременительна для компании-налогоплательщика. Уровень казахстанской коррупции, может, и остался «азиатским», зато в России он явно перестал быть европейским. Впервые за долгие годы в 2014 году она опустилась в индексе восприятия коррупции ниже Казахстана. И это не говоря про другие маленькие плюсы работы в Казахстане, например, более современную и динамичную пенсионную систему или казахстанскую валюту — тенге, которая с 2008 года стабильно демонстрирует большую устойчивость, чем российский рубль.
Москва перестает быть «точкой захода»
До тех пор пока Россия оставалась «точкой захода» для большей части зарубежного бизнеса на постсоветские рынки, у Казахстана не было реальных шансов стать экономикой номер один. С момента распада СССР западные предприниматели, за исключением совсем уж рисковых ребят или откровенных мошенников, решившись зарабатывать на постсоветском пространстве, открывали свое представительство в Москве.
Пока так называемые «головные» офисы по бывшему СССР, а часто и в целом по Восточной Европе и Центральной Азии, продолжают оставаться в Москве как наиболее приспособленной для ведения бизнеса постсоветской столице. Так что многомиллиардные контракты не только в самой России, но с теми же Казахстаном, Беларусью, Молдавией, Узбекистаном и даже Грузией чаще всего проходят через российскую столицу.
Однако ситуация постепенно меняется — и отнюдь не только из-за продуктовых контрсанкций. Во-первых, из-за смены, скажем так, общего настроения умов «рядовых россиян» Москва перестает быть для зарубежных топ-менеджеров комфортным для проживания городом. Во-вторых, любые финансовые операции через Россию с каждым месяцем все труднее проводить из-за западных санкций. Многие компании ищут обходные пути не только для работы с соседними странами, но и для ведения бизнеса в самой России. И Казахстан оказывается для них самой удобной площадкой.
Поднятая целина
Процесс превращения Казахстана в наиболее привлекательную для международных корпораций «точку входа» на постсоветские рынки еще только начинается, но если санкции против России будут сохраняться или усиливаться, он может принять необратимый характер.
Достаточно вспомнить, что немало инвесторов любят китайскую экономику, но вкладываться в нее предпочитают через Гонконг или Сингапур. Так что казахстанская столица Астана или крупнейший город Алматы имеют шансы стать для всего постсоветского пространства новым инвестицонно-управленческим хабом для зарубежных корпораций. И тогда, глядишь, Казахстан через десятилетие сможет поспорить с Россией за пальму первенства.
Иван Преображенский