Неожиданная встреча двух визитных карточек РФ в «каторжном» Омске закончилась досадным поражением Фёдора Михайловича: в неравной схватке с голубым гигантом, возможно, оказался захороненным под слоем гранита острог великого писателя.
Чередой скандалов из серии «на пустом месте» сопровождается обустройство центральных улиц Омска при финансовом участии всемогущего ОАО «Газпром».
Два года назад только ленивый не критиковал спонсора, выделившего 2 миллиарда рублей на реставрацию второстепенной омской улицы имени Чокана Валиханова и прилегающих к ней строений. Сегодня выдержанная в строгом питерском стиле преднабережная Иртыша воспринимается горожанами как что-то само собой разумеющееся. С новой детской площадкой, с подземным переходом, с зонами отдыха и цепляющими глаз деталями интерьера. Впрочем, многое, о чём высказывались претензии, до сих пор ставится в укор «деньгодателю»: вырубленные под корешок деревья так и не прижились на холодном невском граните. Но это уже в прошлом.
На этот раз «произволом и бескультурьем» застройщика возмущаются жители домов №6 и №8 по улице Ленина, непосредственно примыкающих к облагораживаемому скверу «За драмтеатром».
Работы проводятся в рамках нового спонсорского проекта по реставрации центральной и исторической магистрали Омска — Любинского проспекта (она же — улица имени В.И. Ленина).
Мы уже выезжали по просьбе горожан на этот объект и, к сожалению, констатировали, что методы работы подрядчика, ООО «Автотрек», на месте реликтовой и в культурном, и в плане представленной здесь флоры территории, действительно, оставляют желать лучшего. Сначала речь шла о липовой аллее, которую высаживали известные в Омске и за его пределами люди: экс-министр обороны СССР, маршал Дмитрий Язов, Герой Советского Союза генерал-майор Петр Курасанов, почётный гражданин Омска художник Алексей Либеров, народная артистка России Елена Псарёва и многие другие приложили свои руки и душу к созданию этого уютного и памятного (во всех отношениях) сквера.
Председатель совета дома №6 Георгий Кицын с болью в голосе рассказывает, как на днях бензопилой под корень спилили ещё четыре липы, посаженные под своим окном героем П.С. Курасановым и его семьёй. Памятная табличка с его именем красуется на фасаде дома, а человеческую память, выходит, безжалостно покромсали на дрова.
— Кому помешали эти деревья?! — риторически возмущается общественник. — Ведь приезжали руководители города, в том числе и по благоустройству. Клятвенно заверяли, что ничего такого больше не повторится. А здесь ещё хлеще…
Господин Кицын практически одними междометиями пояснил, как безжалостно, не спросив и не предоставив разрешения, не осознавая вандализма творимого, рабочие в красивых спецовках валили яблони, высаженные в грозные годы Великой Отечественной войны актёрами московского театра им. Вахтангова, который в 1941-ом был эвакуирован в Омск.
— Саша, я просто не понимаю, что происходит. У меня в голове просто не укладываются масштабы варварства происходящего, — только и повторял, показывая мне результаты «благоустройства» шокированный местный житель.
Но и это оказалось ещё не все.
Самое интересное и важное неравнодушные граждане приберегли на финал нашей «экскурсии». Курсируя по развороченным траншеям, отстаивая перед «благоустроителем» каждый ствол, напоенный историей, именами и датами, они сделали, возможно, историческое по своим масштабам открытие.
В одном из полутораметровых углублений, сделанных подрядчиком, была обнаружена кладка середины 19-го века. По крайней мере, экстренно приглашённый на находку известный омский краевед Игорь Коновалов визуально подтвердил, что особенности кладки, скрепляющего известкового вещества, внешний вид и внутренности использованных «железнённых» кирпичей характерны именно для той эпохи. А по картам второй Омской крепости, имеющимся в его распоряжении, эта находка может совпадать с местом размещения «каторжного острога», где в своё время содержался всемирно известный писатель Фёдор Достоевский. Символично и закономерно, что памятник «омичу поневоле» установлен в непосредственной близости от его «темницы», ставшей своеобразным трамплином к высотам духа и творчества.
«Игроки» в «бесов»
Констатируя на любительском видео, вероятно, историческое по своим масштабам открытие, краевед Коновалов трепетно укутывает обнажившуюся реликвию, рисует на грунте возможное размещение острожной стены под вновь уложенным дренажным основанием. И удаляется для того, чтобы экстренно проинформировать коллег и общественность о сделанном открытии.
Но уже через сутки всё это «достояние истории и культуры Омска» оказывается… погребённым под слоем бетонного раствора! И дорогущего гранита. Вызванные на место ЧП журналисты ряда местных СМИ приезжают, снимают эмоциональные и эксклюзивные репортажи, но в эфир они не выходят…
— Неужели в нас ничего святого не осталось? Почему мы ведём себя как Иваны родства не помнящие? Выходит, «бесы» Достоевского уже здесь, в реальной жизни, управляют нами? — на эти и другие вопросы, адресованные мне разгоряченными гражданами, у меня не нашлось что ответить. Может, справедливей задать их тем, кто умудряется с такой легкостью и безразличием пройтись «гранитом по святому»?!
В чем «достояние нации»
Я, конечно, всё понимаю. Есть дерзкие по масштабам планы «новой власти», есть сжатые сроки, в том числе и «политической жизни» есть договорные обязательства и потребности в освоении объёмов работ и средств. Но ведь нельзя так кощунственно, по-варварски, вызывающе и пренебрежительно относиться к местному укладу, к местной духовной жизни, к островкам даже не местной, а, может, и мировой истории. Ведь далеко не всё в нашей жизни и в жизни наших великих предков измеряется в денежном эквиваленте, не всё берётся нахрапом. Если бы всегда побеждали «кошелёк» и «блицкриг», то давно бы уже на карте мира не было ни России, ни Омска, ни Достоевского.
И ни «Газпрома»…
Александр Грасс