Сегодня, когда печатное слово приобретает в нашей жизни особо весомую силу, каждое такое слово должно иметь гарантию достоверности и быть граждански зрелым.

Сейчас многие журналисты говорят, что в советское время не было гласности. Была - и еще какая: жесткая, с последующими оргвыводами, особенно если это касалось социальных вопросов. Но это была критика объективная, правдивая, проверенная, конструктивная. Городской и районный Советы народных депутатов сотрудничали с прессой. Это сотрудничество было взаимовыгодно и полезно в условиях развития демократии и гласности. Нас объединяло желание, чтобы в жизни нашего города, каждого коллектива было меньше скверных пороков, иждивенчества, бюрократизма, равнодушия. Пресса критиковала, но и помогала решать многие проблемы города, профессионально освещая события и указывая на ошибки, которые допускали руководители.

Сейчас ситуация во многом изменилась: появилось много молодых журналистов, которым нужна сенсация. В погоне за «авторским» материалом не обеспечивается их достоверность, проверка, здесь выбор определяется возможностью сделать более «едкий» материал. Но что настораживает, так это отсутствие должной компетенции в существе вопросов, за которые берется корреспондент, порой не выполняется глубинная проработка темы (что называется «войти в тему»).

17 апреля 2012 года главный редактор «Домашней газеты» Вадим Березиков в статье «Ответ журналистам, которых нет» писал (цитирую): «Что такое журналистика? Возьмем открытые источники. Вот что говорит по данному поводу всезнающая «Википедия»: «Журналистика - это практика сбора объективной информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, ее представление в различных жанрах и формах». К сожалению, многие коллеги из СМИ, подконтрольных уходящему на покой губернатору Полежаеву, отлично освоили «различные жанры и формы» и начисто забыли (или не знали) о необходимости сбора Объективной информации».

К сожалению, СМИ, объявив себя четвертой властью, ею не стали, а превратились в пропагандистов и работают по принципу «кто хозяин, тот и платит». Причем СМИ, публикуя сразу свое видение процесса, уже решают - что будет возбуждено уголовное дело или что кого-то в тюрьму.
Пишут уже как обвинители, как неизбежное наказание, в то время как только суд выносит свой вердикт. Но дело сделано, человека уже опозорили, что называется, раздолбали, теперь иди – отмывайся.

Сегодня мало осталось профессиональных журналистов, а молодежь, выпущенная из университета, рвется к известности и порой ерничает, даже освещая серьезные вопросы. Раньше молодого журналиста закрепляли за опытными профессионалами, которые учили молодых уму-разуму. Сейчас, что называется, только вылетел из гнезда, и «зачирикал» сенсационной песней, не вникая в суть дела и еще не зная жизни.

Сам стиль изложения стал каким-то агрессивным, злым, поучительным. Заканчивать университет, конечно, престижно, но стать хорошим журналистом можно не когда ты сидишь на стуле и звонишь по адресам, чтобы получить информацию, а когда ты познаешь жизнь в результате общения и здоровой, правдивой, глубокой оценки происходящих событий.

То же касается и критики области, города — здесь практически пишут только один негатив, и очень мало аналитических статей, которые бы помогали областным или городским структурам избежать ошибок. Не гнаться за жареной уткой, а публиковать серьезные, проверенные факты.
В этом плане нужно учиться у АиФ, поэтому она и пользуется авторитетом у читателей. Надо повысить ответственность журналистов за публикацию непроверенных фактов и повышать профессиональный уровень молодых, учить журналистской этике общения.

Нередко многие газеты подогревают идею, на воплощение которой нет возможностей - ни материальных, ни финансовых. Например, что за постановка вопроса «Разве миллионный Омск не достоин иметь зоопарк?». Достоин, но возможности иметь его пока нет.

Почему-то часто у всех наших журналистов одно и то же мнение, причем согласующееся с мнением критиков на общественных слушаниях, все как один идут на поводу общественного эгоизма.

В наше время, когда гласность стала нормой, спрос с журналиста за каждое публикуемое слово особенно высок. Он должен противостоять эгоизму, даже общественному иждивенчеству, гражданской пассивности и незрелости.

Я не журналист, но мое многолетнее общение с этой кастой наводит на мысль, что нынешняя журналистика больна и переживает кризис, как и все наше государство.

Мне кажется, что все начинается с ущербного образования, которое внедрено в школах. Пресловутое ЕГЭ отучило думать, анализировать, мыслить, и с этими «знаниями» в вузы поступают абитуриенты очень низкого качества. Недаром на международных студенческих олимпиадах, где мы всегда занимали первые места, сегодня плетемся в последних рядах.

Вторая причина - наиболее сильные студенты уезжают учиться за границу и после завершения учебы, как правило, остаются там. Только в 2014 году было отправлено учиться за счет государства сотни студентов, которые должны вернуться после окончания учебы. Пустая надежда.

Следующая причина - платное обучение студентов, которых жаждут принимать вузы и которые получают дипломы, практически не учась, выходят недоучками. Видимо, это касается и категории молодых журналистов. Опять же, нет системы повышения квалификации и профессионального мастерства.

Видимо, кто-то будет не согласен с моими выводами, кто-то будет критиковать, но проблема остается, и ее надо решать.

Почетный гражданин города Омска Ю.Я. Глебов