Николай Величев, директор базы снабжения «Сибирская», председатель Сибирской агропромышленной ассоциации, – о том, что может стать настоящим брендом Омской области и как должна выглядеть новая российская деревня.
Я считаю, нашу область надо презентовать как аграрную. Одна из главных составляющих экономики омского региона – это сельское хозяйство. Именно это может стать нашим брендом. У нас есть потенциал – земля, которая приспособлена для растениеводства и животноводства. Отобрать этот потенциал у нас невозможно.
Я бы поспорил с теми, кто сравнивает нынешнее время с манякинскими временами. Стержень деревни – человек, и я абсолютно согласен – людей на селе стало меньше. Но когда говорят, что уезжать человека из деревни подталкивает отсутствие дорог, медицины и прочего, без чего невозможна жизнь, я не совсем согласен. Есть вещи, которые не зависят ни от дорог, ни от школ. Урбанизация наращивает темпы во всем мире, а не только в России. Процесс развития цивилизации идет семимильными шагами. Люди хотят жить в большом городе, и с этим ничего не поделаешь.
Нужна ли России деревня вообще? Разумеется, да, но не в том виде, что мы наблюдаем сейчас. Какой я ее вижу? Протяженность России огромна. Существует множество сельских поселений. Мы не можем в каждом «зажечь» очаги культуры, медицины и прочего. Будут дороги от райцентра до хуторов, где будут жить люди, будет работа в этом райцентре, и всё сложится. «Локомотивом» нашей экономики может быть строительство дорог – именно это подтянет сельское хозяйство на другой уровень. Без помощи государства сделать это фактически нереально. Должна быть государственная программа, которая не будет голословно призывать: «Оставайтесь! Приезжайте! Рожайте! Работайте!», но которая даст реальную возможность всё это делать.
Не надо оглядываться на прошлое, играть в стариков: «Вот во время нашей молодости…» К нам на село пришли новые технологии, семена, машины: то, что не требует такого количества людей. И не дело фермера держать сто человек, если достаточно двадцати, а то и пяти. Задача государства – достойно обеспечить этих пятерых и не вступать при этом в конфликт с бизнесом. Бизнесу, который существует в деревне, главное – не мешать. Деревня нам нужна, чтобы кормить население всей страны. Может быть, нужно давать дотации на производство, если оно нерентабельное. Может быть, пусть это прозвучит категорично и жёстко, давать деньги за то, что ты живёшь на селе. Иначе есть вероятность прийти к «вахтовому методу». В новой российской деревне государство и бизнес не должны входить в противоречие, им нужно работать на одну задачу – давать людям достойную жизнь.
Деревня движется своим путём. Экономика страны переживает взлёты, падения, кризисы, скачки курса нефтедоллара, а сельское хозяйство неспешно идёт своей дорогой. Тут даже время имеет свой темп. Еще не сформировались те экономические основы, к которым мы движемся. Но я смотрю в будущее с оптимизмом. У нас есть районы вроде Оконешниковского, Черлакского, одно время они сильно «провалились» по многим показателям, но сейчас я наблюдаю значительный рост. Может, по мясу и молоку они и не достигли былого величия, но по зерну – да. Уже сейчас там нет брошенных полей.
«Молочное» будущее – за промышленниками, крупными фермерскими хозяйствами. Когда ты один на один со своей бурёнкой, ты привязан к ней 365 дней в году. Ни свободного времени, ни возможности уехать хотя бы на пару дней. Образ жизни четко становится сельским, но вот вопрос: хочет ли мелкий фермер жить именно так? К тому же у всех хозяев разные культура ухода за коровой и представления о качестве, а страдает от этого потребитель. Если мы хотим, чтобы деревенское население было трудозанято, то мы должны помогать таким «сверхмелким» фермерам. Но это временное решение, у которого нет перспектив.
Кто-то надеется на государство, а кто-то действует по принципу «берись и делай сам». Выигрывают вторые. Ведь на самом деле сегодня сумасшедшие возможности для того, чтобы построить свой бизнес и кормить свою семью. Я абсолютно уверен: будущее у села есть. Часто езжу по области, вижу, что мы медленно и верно движемся в сторону улучшения. У нас появились ростки, которые не зависят от государства. Кто-то завёл овец, кто-то коней, кто-то давит масло, кто-то делает сыр... Им сейчас не надо мешать. Они сами мотивированы на результат. Причем не как спринтеры, а как стайеры, которые всеми силами стремятся не сойти с дистанции. Да, финансовая помощь государства ускорила бы этот процесс. Но она не так принципиальна. Это ведь надо так дать, чтобы потом обратно не попросить и не развратить берущего.
Недавно был с делегацией на Алтае, посетил маслосырзавод. Ребята делают пармезан. Вот вам, пожалуйста, импортозамещение в действии. Прекрасный сыр, никаких добавок, абсолютно натуральное молоко. Все делают по ГОСТу. Конечно, процесс это небыстрый, сыр этот должен вызревать как минимум год. Но они уже вложились на сырьё, трудозатраты и будут идти до конца: пока не завоюют своего покупателя. Санкции коснулись всех нас, но нет худа без добра. Да, быстро мы не сможем поправить ситуацию в стране, но то, что сегодня многие активно «гребут лапками, взбивая масло» вместо того, чтобы почивать на лаврах, это очевидно и очень неплохо. И в нашей области открываются новые молочные заводы, активно развивается производство сыров, мясных продуктов. За примерами далеко ходить не надо. В Черлаке в начале августа открывается крупяной завод, будет производить ячневую, перловую крупу, колотый и шлифованный горох. Руководитель Сергей Белицкий обойдётся без пафосного открытия и перерезания ленточки, но будет работать, производить продукцию. И таких примеров много.
Село приобретает новые контуры. Через центральную дорогу посёлка уже так просто не перейдёшь – автомобили двигаются. К сожалению, внутренние перемены не так стремительны, как внешние. Самое главное – общественное мнение, которое формировало бы будущий облик села, уважительное отношение к тем людям, которые достигли чего-то. Живут по соседству – всё замечают, всё друг про друга знают. Был Вася, который с тобой за одной партой сидел, а потом упорным трудом выбился в люди. И вот уже у него машина, земля в две тысячи гектаров, жена в соболях, отпуск в Египте. «А я вроде такой же был на старте, но ничего не имею... Правда, и не старался особо, но плохой-то при этом не я – Васе незаслуженно и случайно повезло...» Конечно, к успешным людям на селе нелояльное отношение бросается в глаза. А вот к тунеядцам и лентяям – напротив. Государство дает им сумму и не требует, по сути, ничего взамен, да и общество деревенское особо не осуждает: «С каждым случается». Как говорил герой Булгакова, разруха в головах...
Как должна выглядеть идеальная деревня? Там должны жить люди без уныния, но с оптимизмом. Совершать подвиги. Но на «чистом» энтузиазме подвиги долго совершать не будешь. Нужен частник, который будет платить хорошую зарплату. Нужна заинтересованность государства, достойный уровень медицины, образования, культуры, не говоря уже про дороги и прочие бытовые блага. Когда нет элементарного – воды и газа, трудно быть энтузиастом даже при сумасшедшей любви к животным, земле и сельскому хозяйству.
Омская область расположена очень далеко от Центральной России. Для нас произвести продукцию не так проблематично, как довести её до столицы. Возьмите тот же картофель. Да нам девать его в Колосовке некуда! А страна при этом ест картофель, который привозят из сопредельных стран. Так давайте решим транспортную проблему и будем конкурировать с той же Белоруссией по молоку, по картофелю... Не надо дотировать сельское хозяйство в целом, «спонсируя» непонятные вещи. Дотируйте логистику. Пусть государство возьмёт нашу продукцию и поможет увезти туда, где в ней нуждаются и где за неё готовы платить деньги.
Мнение
Николай Величев:
– Абсолютно против того, чтобы из фермера Гордиенко делали мученика. Выливать молоко – это не подвиг. Человек не может делать это даже от безысходности. Нельзя бить себя в грудь, говоря, мол, «я навоз убираю, и вы за это должны меня любить и уважать». Когда он вылил цистерну молока, государство имело право спросить с него по полной. Классический случай «звёздной болезни», порождённой властью. В чем я не согласен с властью и с прессой? Сначала Гордиенко подняли на флаг, а потом поняли, что это ошибка, и произошло то, что произошло.
Беседовала Елена Ярмизина
«Бизнес-курс» №29 от 05.08.2015 г.