Руслан Онищенко был командиром украинского добровольческого формирования «Торнадо», состоящего из 150 человек. Отряд действовал на востоке Украины, официально подписавшись на борьбу с пророссийскими сепаратистами.
Формирование, вероятно, действовало под стать своему названию — непредсказуемо и с применением разрушительной силы. Онищенко и ряд других членов батальона теперь предстали перед судом. В документах обвинения речь идет о незаконном лишении свободы, бандитизме и применении пыток.
Анатолий Матиос, главный военный прокурор Украины, зачитал обвинение по телевидению. Бойцы пытали пленных с применением инструмента, схожего с электрогенератором. Удерживаемых в подвальных помещениях мужчин раздевали догола, ставили к бетонной стене и поливали водой. Затем к различным частям тела (в частности, к вискам и половым органам) прикладывали провода с электричеством. Согласно показаниям бывшего пленного, его под страхом смерти принуждали совершать насилие над другим пленным.
Из примерно десяти находящихся под стражей членов батальона «Торнадо» двое планировали убийство главы региональной полиции, который подчиняется непосредственно Киеву. Один из них — снайпер.
Всего лишь несколько месяцев назад командир Онищенко был общепризнанным героем. Глава киевского патриархата Филарет наградил его орденом.
Ужасающие снимки в интернете
И другие батальоны совершали военные преступления. Так, в мае отряд «Правого сектора» (чья деятельность запрещена в России согласно решению Минюста) после боя взял в плен сепаратиста. Позднее мужчина обвинил членов «Правого сектора» в том, что они отрубили ему оба указательных пальца.
В интернете курсируют компрометирующие снимки. На них изображены пленные вскоре после боя. У некоторых заметны свежие раны, оставшиеся после отрезания пальцев.
Боец «Правого сектора» хвалился этим поступком на своей странице в Facebook. «Бой — хорошая тренировка для наступления на Донецк», — написал он. Командир «Правого сектора» Илья Богданов подтвердил искалечение как факт, дискредитирующий его организацию. «Сволочь из моего взвода, которая отрубила пальцы пленному, работает на Путина», — написал он в Facebook.
Запуганный пленный был показан также в ролике бойца батальона с позывным «Рем». Женевская конвенция об обращении с военнопленными осуждает подобное выставление зверств напоказ.
Ещё в прошлом году организация Amnesty International собрала доказательства казни военнопленных по обеим сторонам фронта. Командир сепаратистов Арсений Павлов по кличке «Моторола», по данным правозащитников, после взятия донецкого аэропорта убил выстрелом в голову, по крайней мере, одного пленного.
«Фашисты» против «террористов»
Военные преступления — это симптомы постепенного одичания, подпитываемого обеими сторонами. Сепаратисты борются против украинских «фашистов». Правительство в Киеве называет пророссийских бойцов «террористами». Татьяна Мазур из украинского отделения Amnesty International говорит об отсутствии систематического проявления насилия с украинской стороны. «Но эти случаи есть, и они распространены».
В Киеве после развернувшегося вокруг батальона «Торнадо» скандала начались общественные дискуссии о роли и необходимом контроле добровольческих батальонов. Украина снабдила их оружием, поскольку регулярная украинская армия в начале боевых действий нуждалась в поддержке. Военный прокурор Анатолий Матиос полагает, что часть ответственности лежит на министре внутренних дел Арсене Авакове. Можно было бы спасти много человеческих жизней, если бы в министерстве внутренних дел принимались правильные кадровые решения.
Батальон «Торнадо», по крайней на бумаге, подчинялся полиции. Но предостережения игнорировались. СБУ производила задержания бойцов «Торнадо» ещё в ноябре. Они передвигались с пистолетами и ручными гранатами, но не на фронте, а в украинской столице, в Киеве.
Командир «Торнадо» Руслан Онищенко имеет судимость. Но для тех, кто поддерживал его, это, вероятно, не было причиной для проявления осторожности. Напротив. Националист Олег Ляшко, глава «Радикальной партии», высказывался в пользу отправки на фронт людей с судимостью. Уголовники лучше воюют, считает он.
Беньямин Биддер