Для одного молодого путешественника из Казахстана худший момент, возможно, наступил, когда его американские знакомые побились с ним об заклад, что его родная страна вымышленная. Другим гражданам приходится выносить отсутствующие взгляды при упоминании их родины - или, хуже того, шутки про Бората. Теперь большая среднеазиатская страна делает ставку на то, что она сможет выйти из неизвестности в пятницу, если ее заявка на проведение зимней Олимпиады 2022 года победит.
В редком соперничестве двух городов за проведение Олимпийских игр между Пекином и расположенном в долине казахским городом Алма-Ата у китайской столицы, кажется, есть все преимущества: узнаваемое имя, блеск и стоящий за этими усилиями геополитический колосс. Многие поклонники Олимпийских игр с трудом отыщут Казахстан на карте. Но расположенная в степи бывшая советская республика использует свои претензии на спортивную славу, чтобы заполнить в мировом сознании белое пятно между Россией и Китаем.
«Существует такой стереотип: Пакистан, Афганистан, Казахстан - страна где-то в Азии. Где-то там», - говорит Мади Мамбетов, журналист и комментатор из Алма-Аты, путешествовавший по США.
Он выиграл спор на 5 долларов в Сан-Диего, предъявив свой небесно-голубой паспорт.
Судя только по красотам зимней природы, Алма-Ата имеет все шансы стать хозяйкой Олимпийских игр, с вьюжными зимами и горами в 20 минутах езды от центра города. Организаторы хвалятся, что ледовый каток советского времени в Медео, готовый к телесъемкам на своем возвышении среди скалистых вершин, один из самых потрясающих в мире. В заявке запланировано строительство с нуля только одного олимпийского объекта, что очень дешево по сравнению с приблизительной стоимостью Олимпиады в Сочи 2014 года, обошедшейся в более чем 40 млрд долларов.
В Китае спортивные мероприятия в горах должны будут проводиться в четырех часах езды от Пекина и, возможно, на искусственном снегу, отмечает Бирнбаум. Казахстан в своем соревновании с Китаем незамысловато острит, используя в качестве слогана заявки слова «все по-честному», и в его видеопрезентацию включено много изображений сугробов по пояс.
Но Казахстан также борется с серьезными проблемами. Аэропорт в Алма-Ате? Тесный. Отели? Немногочисленные и дорогие. Архитектура города? Старая советская, с восьмиполосными, запруженными автомобилями проспектами, вдоль которых стоят приземистые здания из бетонных блоков.
Самый известный сын Казахстана - возможно, невероятно обидный персонаж Борат, казахский журналист-антисемит, детище британского комика Саши Барона Коэна. Фильм Барона Коэна 2006 года разгневал руководство Казахстана, которое запретило его показ на территории страны.
«Сейчас наша работа направлена на создание другого имиджа. Возможно, на минимизацию негативного имиджа, созданного этим фильмом», - говорит Рашида Шайкенова, директор туристической ассоциации Казахстана.
После завоевания им бронзы на Олимпиаде в Сочи казахский фигурист Денис Тен сказал журналистам: «Многие мои поклонники поехали в Казахстан на все лето учить язык. Они хотели узнать больше о Средней Азии».
Как будто не вполне уверенный в том, что Казахстан может и вправду обладать такой притягательностью, он добавил: «Это на самом деле правдивая история. Я могу дать вам контакты моих поклонников».
Майкл Бирнбаум