Федотов заподозрил, что дотация для городского транспорта в итоге ушла частникам. А Кокорин, напротив, призвал привлекать частный бизнес, и они «будут в шоколаде валяться».
Сегодня, 15 июля, на комитете по ЖКХ и транспорту в Горсовете директор департамента транспорта Виталий Маслик доложил о неутешительном состоянии муниципального транспорта. Это выступление было обозначено в плане работы городского парламента, но в большей степени вызвано обращением региональной прокуратуры после ДТП на Сыропятском тракте.
Напомним, что 24 июня на Сыропятском тракте автобус ПАТП-4, выполнявший частный заказ, столкнулся с КамАЗом, груженным кирпичом. В результате 16 человек погибли. По его словам, сейчас на территории Омска работают три ПАТП - №4, №7 и №8. За 2014 год перевезено 300 миллионов пассажиров. В декабре 2012 года утверждена городская маршрутная сеть, в которой прописаны условия замены транспортных средств на более вместительные. Серьезной проблемой является засилие конкурентов муниципалам - частников, которые перевозят людей без заключения договоров.
- Около 1,5 тысяч транспортных единиц перевозят пассажиров без договоров. Для борьбы с теневым бизнесом создана рабочая группа, - уточнил Маслик.
Что касается муниципального транспорта, то глава профильного ведомства вынужден был констатировать фактически безвыходное положение.
- Плата за проезд с 1 июля 2014 года не повышалась. Фактическая стоимость проезда в автобусах на 3-4 рубля, а в электротранспорте - на 4,75 рубля выше. Указанный тариф ниже установленного РЭК Омской области, - печально сообщил Маслик. - Недополученные доходы составили 171,9 миллиона рублей. Недофинансирование автопредприятий - 157,9 миллиона рублей, прогнозируемый в этом году убыток - 140 миллионов рублей, а кредитная задолженность - 627 миллионов. Ожидаемые кассовые расходы - 242 миллиона. Дефицит составит 83 миллиона рублей. Ожидаются убытки в 242 миллиона рублей. А непринятие мер по стабилизации приведет к банкротству предприятий. Необходима компенсация недополученных доходов.
Как отметил глава дептранспорта, с целью минимизации расходов в 2012 году разработана программа усушки и утруски: оптимизация техработников, реорганизация 7 ПАТП, объединение двух троллейбусных депо. Годовой экономический эффект в 2014 году составил 242 миллиона. Все эти меры позволили снизить стоимость проезда на 1,4 рубля. Тем не менее Виталий Маслик обеспокоен тем, что после ДТП на Сыропятском тракте придется сократить выход городского транспорта на 30 процентов, а зарплату кондукторам и водителям урезать на 20 процентов.
В ответ депутаты Горсовета буквально схватились за головы от таких нерадужных перспектив. Так, председатель комитета по ЖКХ Виталий Путинцев произнес: «Мы скатываемся до ситуации «Омскэлектро».
А у Александра Иванова возникли вопросы к сотрудникам ПАТП-4 и ПАТП-7, написавших коллективное обращение в омский парламент.
- Я нашел два обращения от работников двух ПАТП. Их пригласили? У меня много вопросов к людям, подписавшим обращение. Эти все меры для транспорта все мертвому припарки, - сокрушался Иванов. - За 8 лет лучше не становится. Маршрутчики как ездили по 18, так и ездят. А муниципалы по 26 рублей не смогут ездить. Бюджет-то не резиновый.
А Юрий Федотов заподозрил, что дотации для муниципального транспорта отдали частникам.
- Мы дали дотацию для муниципалов, а вы ее по-братски поделили с частниками, - упрекнул он мэрию.
В ответ Виталий Маслик вдруг обнадежил парламентариев, что сейчас облправительство ведет разговоры с «Газпромом» о приобретении 100 машин. В свою очередь, первый вице-мэр Александр Поповцев высказался более предметно.
- Мы рассматриваем вопрос о предоставлении 100 машин инвесторами. Это в комплексе предложения разрабатываются на уровне региона и Омска. Нельзя спрогнозировать, будет ли реализован этот проект в 2016 году, - подчеркнул Поповцев. Между тем глава дептраспорта уточнил, что для реанимации общественного транспорта потребуется 442 миллиона, а для индексации зарплат сотрудникам - 146 миллионов.
Тем временем Валерий Кокорин предложил привлекать частников в муниципальный транспорт.
- Они же нам сейчас социальный взрыв готовят. Денег не даем, тариф не повышаем. Дептранспорта начнет сокращать производственную программу, - обозначил масштабы бедствия Кокорин. И предложил свое решение. - У частников управление всегда лучше - дайте им 10 автобусов - они будут в шоколаде валяться! Надо привлечь частников с большими автобусами. Мы в зиму идем.
Наконец, парламентарии, подискутировав, решили на ближайшем комитете уже в осеннюю сессию заслушать предложения по мероприятиям в сфере транспорта. А также запросить финансирование частников в рамках субсидирования городского транспорта.
Елена Яровая