В ходе судебного заседания в отношении полковника Рината Нургалиева были продемонстрированы видеодокументы его скандального задержания. БК55 в подробностях изложил события, происходившие 9 мая 2015 года по адресу: ул. Ленина, 22.
Среди слушателей, пришедших на финальное заседание по "делу Нургалиева" присутствовали сотрудники полиции, предпочитавшие скрывать свои должности и лица.
Участие в аресте полковника Рината Нургалиева приняли 9 сотрудников полиции, в том числе и начальник отдела ГИБДД по городу Омску Дмитрий Зырянов, а также заместитель начальника полиции УМВД России по Омской области Юрий Виноградов.
В минувшую пятницу, 10 июля, к финалу подошло рассмотрение административного дела в отношении 39-летнего замначальника полиции Омской области Рината Нургалиева.
Полковник был признан виновным по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния). Наказанием стали штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5 года.
Сам обвиняемый на заседание не явился, передав через своего адвоката Юрия Николаева, что его отсутствие связано с болезнью. Никаких документов в подтверждение предоставлено не было.
Несмотря на отсутствие главного фигуранта, были зачитаны рапорты сотрудников полиции, которые участвовали в задержании Нургалиева 9 мая.
Стоит отметить, что на, по сути, обычное задержание нетрезвого водителя съехался чуть ли не весь руководящий состав регионального УМВД - к месту происшествия оперативно подъехали в том числе начальник отдела ГИБДД по городу Омску Дмитрий Зырянов и заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по Омской области Юрий Виноградов, именно он и дал отмашку своим подчиненным арестовать Нургалиева. Также на месте присутствовали замкомполка Сергей Шевченко, капитаны полиции Филатов, Гордеев и Мартенсон, а также лейтенанты Посошков, Свакин и Галинский. Для Нургалиева действия Виноградова стали откровением. Об этом он, не скрывая, заявлял с экрана видеозаписей, сделанных госавтоинспекторами в ходе задержания.
Часть 1. Начало
9 мая 2015 года вся страна бурно отмечала 70-летие Победы, полковник Ринат Нургалиев не оказался исключением. Позже, в ходе допроса он и не пытался скрывать тот факт, что в тот день был пьян.
«Позволил себе выпить три-четыре рюмки в честь праздника», - заявил Нургалиев. В связи с этим, утверждал полковник, он отдавал себе отчет в том, что не мог управлять машиной. По счастливому стечению обстоятельств ему позвонил давний друг Костоломов, его-то Нургалиев и попросил о помощи.
«Я спросил его, обладает ли он свободным временем, чтобы помочь мне в качестве водителя, он согласился, прибыл ко мне домой, сел как водитель в транспортное средство и мы поехали. Остановились на ул. Ленина, он вышел из машины, чтобы зайти в магазин «Красное и Белое», а я еще оставался в автомобиле».
Так как путь лежал на дачу, следом за машиной Нургалиева ехала его жена и двое детей, она также припарковалась на ул. Ленина, 22 и в дальнейшем стала свидетелем всего произошедшего.
Адвокат Юрий Николаев заявил, что будет обжаловать решение суда
Костоломов, который по стечению обстоятельств не смог присутствовать на заседаниях по данному делу, так как уехал в Загреб, полностью подтвердил слова Нургалиева в своих письменных показаниях, переданных через адвоката Николаева. Они также были зачитаны председательствующей по делу мировой судьей Ольгой Симохиной.
Мировой судья Ольги Симохина
«Я пошел в магазин, чтобы купить легких алкогольных напитков и еды, Ринат сказал, что пока сходит в магазин обуви. В «Красном и Белом» из-за праздника была большая очередь, поэтому я пробыл там около 10-15 минут, когда вышел, то увидел, что возникла какая-то потасовка между Ринатом и сотрудниками полиции. Я подошел к его жене и спросил, нужна ли помощь, она сказала, что он сам разберется. Потом я увидел, что Ринат рукой мне подал знак, чтобы я не подходил к автомобилю, поэтому через некоторое время я уехал домой», - сказал Костоломов.
Часть 2. Инспектор Галинский
Как только Костоломов скрылся за дверями магазина, к машине, в которой остался Нургалиев, подошел инспектор ДПС Галинский с требованием предъявить документы. Данный момент в деле стал спорным по двум причинам: во-первых, сам Галинский утверждает, что он не подходил к припаркованной машине, а остановил ее, и во-вторых, если верить словам полковника, Галинский, неслучайно наткнулся на его автомобиль именно в тот момент, когда он был пьян.
«Инспектор потребовал документы. Я спросил: с чем это связано? Он объяснил, что проводится целевое оперативно-профилактическое мероприятие. Я ему объяснил, что являюсь пассажиром, а не водителем, хотя машина и принадлежит мне. Кроме того, насколько мне известно, исходя из моих должностных обязанностей ЦОМП в этот день не проводилось. Потом я поинтересовался: знает ли он с кем разговаривает. Я ему представился, показал удостоверение, тем не менее инспектор начал продолжать настаивать на своем. После этого я ему сказал, что имею основания исходя из своих функциональных обязанностей проверить его деятельность, так как он ведет себя некорректно... Его это поставило в тупик, и у нас начался беспредметный разговор, в связи с чем я был вынужден обратиться по служебному сотовому телефону в дежурную службу УМВД Омской области и объяснить ситуацию и сам лично попросить пригласить начальника УГИБДД, ответственного по ГИБДД, ответственного по УМВД, чтобы они приехали и разобрались в этой ситуации, не с целью избежания какой-либо ответственности, а с целью, что сотрудник абсолютно не владеет нормативно-правовыми актами, абсолютно не ориентируется в ситуации, ведет себя некорректно. Чтобы просто разобрались на месте», - продолжал рассказывать Нургалиев.
Пока Нургалиев вел разговоры по телефону, инспектор Галинский остановил своих коллег, проезжавших мимо. Ими оказались капитан полиции Филатов и капитан Мартенсон.
Из рапорта Филатова стало известно следующее: «Я совместно с капитаном полиции Мартенсом проезжал по ул. Ленина и увидел, что около дома 22 стоит автомобиль «Тойота» с госзнаками, рядом с ней находился инспектор ДПС лейтенант полиции Галинский и общался с молодым человеком. Галинский остановил нас и пояснил, что водитель указанного автомобиля отказывается передать для проверки документы. Когда мы с капитаном Мартенсом подошли к водителю, я узнал в нем замначальника полиции УМВД России по Омской области полковника Нургалиева Рината Рафиковича. Он постоянно разговаривал по мобильному телефону, выражая свое недовольство тем, что его остановили. У Нургалиева присутствовали признаки алкогольного опьянения - речь невнятная, устойчивый запах алкоголя. В перерывах между телефонными разговорами Нургалиев угрожал нам проблемами, также угрожал Галинскому расправой с ним и его семьей».
Часть 3. «Юрий Васильевич, что за дела?»
Именно этой фразой, обращаясь к заместителю начальника полиции УМВД России по Омской области Юрию Виноградову, Ринат Нургалиев однажды уже устранил один конфликт. Об этом он без стеснения заявлял в одном из видео, сделанном сотрудниками ГИБДД при задержании, продемонстрированном в зале суда. В тот день Нургалив, видимо, надеялся решить конфликт подобным способом, однако «система» в лице Виноградова дала сбой.
Возмущенный действиями Галинского Нургалиев бесповоротно решил разобраться с зарвавшимся инспектором.
«Ко мне подошли двое офицеров (Филатов и Мартенсон — прим. ред.), представились, извинились и сказали: «Товарищ полковник, можете следовать далее». Я им: «Ребята, я не могу, жду своего товарища, водителя, который был за рулем, а с вашим коллегой я сейчас разберусь». После я начал звонить начальнику ГИБДД полковнику Шевченко, он трубку не брал, позвонил его куратору товарищу Виноградову, своему коллеге. Я думал, что он мой коллега. Объяснил ему ситуацию, что какой-то беспредел происходит, надо разобраться...», - сказал Нургалиев.
И Виноградов приехал разбираться, однако на удивление полковника под раздачу попал вовсе не Галинский, а он сам. Тут-то все и началось.
«Когда приехал господин Виноградов, - говорит Нургалиев - он подошел к машине, ко мне, отошел в сторону, позвонил и сказал: «Валерий Геннадьевич, да, признаки есть, он выпивши. Все. Есть. Так точно!». И крикнул сотрудникам, которые на тротуаре стояли «Оформляйте его!».
Далее рассказывать происходившее, ссылаясь на слова кого-либо из участников, не имеет смысла, так как всем присутствовавшим на суде по данному административному делу был продемонстрирован ряд видеороликов, которые были красноречивее всяких слов.
Часть 4. «Ментовские войны»
Адвокат Юрий Николаев и секретарь судебного заседания за просмотром видео
На видео сложно было узнать полковника МВД Рината Нургалиева в нетрезвом мужчине, который в знак протеста действиям госавтоинспекторов уселся на тротуар. Для того чтобы переместить его в полицескую машину, потребовалось четыре человека - трое, подхватив Нургалиева под руки, ногами вперед, без преувеличений, запихивали его в служебный автомобиль, четвертый, находящийся с другой стороны, затягивал его ноги в салон.
Все это сопровождалось криками - «я ничего не сделал, я ни в чем не виноват», а также матами в адрес сотрудника ГИБДД, закрутившего руку Нургалиева ему за спину.
- Б***ь, ты мне руку сломаешь, тв***ь! Отпусти! Это бандиты на дороге!!!
Весь этот сюр снимали на видео не только инспекторы, но и случайные прохожие, коих в праздничный день на центральных улицах хватало.
Ситуация, которая предшествовала нахождению Нургалиева на асфальте, к сожалению, в кадр не попала, но была во всех красках изложена капитаном Филатовым.
«Нургалиев пытался уйти с места задержания быстрым шагом в направлении ул. Короленко. Капитаном Гордеевым ему были предъявлены просьбы прекратить противоправные действия и проследовать в патрульный автомобиль, также Нургалиев был предупрежден, что в случае их не выполнения к нему будет применена физическая сила. Однако Нургалиев не отреагировал на слова капитана, в связи с этим был остановлен Гордеевым путем удержания за локоть. Когда Нургалиев оттолкнул Гордеева, последний применил физическую силу в виде приемов борьбы. Полковник оказывал сопротивление, отталкивал Гордеева и падал на землю. После я с Мартенсом, Гордеевым и Посошковым схватили Нургалиева за руки и за ноги и поднесли к патрульному автомобилю, при этом он продолжал оказывать активное сопротивление, громко кричал, привлекал внимание прохожих. Затем, когда его поднесли к патрульному автомобилю, он вырвался и демонстративно сел на землю, оказывая неповиновение, но был поднят нами с земли. Так как он продолжал сопротивляться, в отношении него пришлось применить силовой прием (залом руки за спину) после чего он был помещен в автомобиль».
Также из практически идентичных рапортов полицейских стало известно, что задержанный наотрез отказывался от прохождения медицинского освидетельствования в патрульной машине, подозревая инспекторов в профессиональной нечистоплотности.
«Я не буду дуть в эту трубку, может она туберкулезная. Я вам не доверяю, вы бандиты на дороге», - кричал Нургалиев - Вместо того чтобы выполнять свой профессиональный долг, они ерундой занимаются - уже обращаясь к двум понятым продолжал полковник.
Часть 5. 693 мг/л
Следующее видео началось с кадров в наркологическом диспансере, куда Нургалиева доставили для проведения медосвидетельствования. Тот факт, что его снимают на камеру, уже начал порядком надоедать задержанному и в итоге стал еще одной причиной его недовольства.
- Согласно какому регламенту меня снимают? Почему все толпой стоят и смотрят, я тогда тоже буду снимать всех на камеру. Сотрудники полиции оказывают на меня давление, фактически угрожают, - сбивчиво проговорил Ринат Рафикович - Как твоя фамилия? - обратился он к «оператору».
- Шевченко - ответил тот.
- Шевченко, - повторил Нургалиев, тыкая пальцем в сторону госавтоинспектора.
После долгих уговоров и пререканий, полковник все-таки подул в трубку. Прибор послушно выдал 693 мг/л.
Часть 6. Финал или «Банда какая-то».
К завершению конфликт подошел только поздним вечером. Полковник Нургалиев продолжал упорствовать в спорах с инспекторами, те, в свою очередь, продолжали фиксировать его возмущения на камеру.
- Вы будете подписывать протокол? - уже, видимо, не в первый раз спросил инспектор.
- Нет, здесь темно, ничего не видно, что вы там понаписали. Мне не понятно, что вы мне зачитываете! - огрызнулся полковник.
- Что непонятно?
- Все непонятно. Вам повезло, что у меня телефон сел, не могу ни к кому обратиться и заявить о своих правах. Отказываюсь расписываться в ваших административных протоколах, фальсификация полная. Домыслы ваши и предвзятое отношение со стороны господина Виноградова. Банда какая-то!
На этих словах и оборвалась последняя запись.
Ника Летучая
Показания Рина Нургалиева предоставлены изданием "Коммерческие Вести" и использованы в данной статье для полноты описания задержания, остальная информация полностью принадлежит сайту БК55.