Реформы Михаила Горбачева сохраняют свою актуальность в современной России.
Перестройка, начатая Михаилом Горбачевым 30 лет тому назад, не ушла в прошлое, а стала незавершенной задачей, одной из нескольких неудачных попыток преодолеть авторитарную модель правления, которые предпринимались в истории. Рано или поздно Россия будет «вынуждена изучить опыт перестройки, ее идеи и ценности» ради ее же развития и модернизации.
Таков один из тезисов доклада, подготовленного группой российских экспертов под руководством бывшего лидера СССР (1985-1991) Михаила Горбачева и бывшего министра финансов РФ (2000-2011) Алексея Кудрина.
Презентация документа под названием 1985-2015: Ценности перестройки в контексте современной России состоялась в Горбачев-фонде в присутствии авторов и Кудрина. Сам же 84-летний архитектор перестройки Горбачев следил за ходом обсуждения из московской больницы, где он находится по состоянию здоровья.
Сам термин «перестройка» впервые был использован в 1985 году в Ленинграде, первом городе, который Горбачев посетил в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС, вспоминает Ольга Здравомыслова, исполнительный директор Горбачев-фонда. Новый руководитель удивил своих сограждан, разговаривая с ними прямо на улице. Все — говорил он им — должны перестроиться.
На заводах и площадях Горбачев говорил об «ускорении экономического развития», выступал за внедрение в производство современных технологий и заявлял, что политики должны представлять все общество.
Бывший советский лидер считает себя социалистом. Кудрин же — либерал, оставивший пост из-за трений с нынешним премьер-министром Дмитрием Медведевым. Написание доклада под эгидой Горбачев-фонда и Комитета гражданских инициатив, возглавляемого Кудриным, указывает на то, что обе организации, несмотря на свои идеологические разногласия, нашли общую платформу, чтобы «выработать современную стратегию для России и ее будущего». За последние два века подобных попыток было предпринято немало, начиная с императора Александра II и заканчивая хрущевской оттепелью и горбачевской перестройкой.
России требуется новая перестройка. В 1985 году стали исчезать запреты, появились первые ростки гласности. Сейчас процесс пошел в обратном направлении. В четверг, на прошлой неделе, пока эксперты обсуждали перестройку, президент Путин подписал указ, в соответствии с которым данные о потерях в спецоперациях в мирное время относятся к государственной тайне. Это можно расценивать как попытку скрыть российские потери на Украине. В СССР также замалчивались данные о потерях советского контингента в Афганистане с 1979 по 1989 годы, но с приходом к власти Горбачева в прессе стали появляться материалы о страданиях и гибели военнослужащих, исполнявших свой «интернациональный долг».
Перестройку ниоткуда не завозили, она вызрела в недрах советского общества, говорится в документе. «Реформаторы наделали ошибок, но они боролись за обновление политической и социальной жизни с помощью гласности и демократизации, построения правового государства, преодоления тоталитарного сталинского наследия, прекращения конфронтации с внешним миром и холодной войны». Реформаторы не предполагали распада СССР.
В отличие от традиционных геостратегических ценностей, так называемое новое мышление ставило во главу угла общечеловеческие ценности. С точки зрения «геополитической борьбы за мировое лидерство» согласие на воссоединение Германии, вывод войск из стран Варшавского договора и отказ во вмешательство в афганские дела рассматривались как сдача позиций. Однако «с точки зрения главенства общечеловеческих ценностей это была совершенно новая, современная, реалистичная и разумная политика».
Все те же проблемы.
Перестройка в значительной мере снизила угрозу всемирного ядерного конфликта, и это высвободило огромные ресурсы, которые могли бы быть направлены на нужды экономического, социального и культурного наследия страны. Этот подход находится в противоречии с тем, что мы наблюдаем сегодня, когда дефицит нового мышления несет в себе новую угрозу для человечества и порождает новые политические и экономические риски.
Как считают составители доклада, в России «сложился режим личной политической власти с неустойчивыми государственными институтами», подстраивающимися под интересы тех, кто в данный момент находится у власти. Авторитарная модель, основанная на доходах от экспорта нефти, переживает кризис, а руководящая верхушка «не способна предложить новую стратегию развития страны, хотя и претендует на монопольное право на власть и собственность с использованием всех средств, включая репрессивные». Если так пойдет и дальше, то «в эпоху глобализации Россия окажется в изоляции и будет хронически отставать от остального мира».
«Россия вступила в XXI век с теми же самыми проблемами, с которыми начала преобразования в середине 80-х годов. Это означает неизбежность нового этапа глубоких демократических реформ». Их необходимость будет обусловлена теми же самыми проблемами, которые породили перестройку, а именно: «неэффективность и отсталость политической модели, экономическая и техническая отсталость, архаичные отношения между государством и обществом, опасный уровень международной напряженности».
Пилар Бонет