Дизайн-студия «Два жирафа» среди прочих своих работ разработала фирменный стиль для ресторана «Женатый француз», по достоинству оцененный жюри конкурса «Держи марку». Его логотип занял третье место в номинации «Лучшее визуальное решение». Руководитель агентства Евгений Луценко рассказывает «БК» о проблемах рекламного бизнеса и о том, что дизайн - это скорее математика, чем живопись.

– Евгений, какие эмоции вызвал конкурс «Держи марку»-2015?

– Если честно, никаких. Схема выбора была непрозрачной по сравнению с предыдущими годами, на сайте сложно было отследить движение конкурса, и мы узнали только о результатах. Непонятно, почему «завернули» другой наш логотип – для производителя куриных полуфабрикатов «Фамильный стандарт». Жюри, мол, посчитало, что по нему не прослеживается куриное «происхождение» продукта. Меня, вообще, часто удивляют претензии к графике. На мой взгляд, имеет значение только одно – удовлетворена ли задача, которую ставит перед нами бизнес. Задача состояла в разработке зонтичного бренда, куда будут входить не только полуфабрикаты из мяса птицы, но и в дальнейшем – различные виды продукции из других видов мяса. Вот, допустим, сеть кофеен «ТинТо» долго к нам приглядывалась, а затем заказала оформление меню. Им понравилось, и тогда нам доверили редизайн фирменного стиля. И глядя на успех «ТинТо», на то, как все больше появляется у них точек, я в том числе помимо грамотного управления бизнесом вижу и наш маленький успех, потому что значение визуального стиля, грамотного цветового решения в соответствии со спецификой бизнеса нельзя недооценивать.

– Кстати, я уже который год слушаю от тех же самых участников жюри «Держи марку» претензии к невостребованности грамотного брендинга в Омске. Они объясняют это слабостью позиций местного бизнеса. Вы солидарны с этим?

– Конечно. Во всем виноваты дороги, ха-ха! Поглядите на соседние Новосибирск и Екатеринбург, где брендинг процветает. У нас же совершенно нет конкуренции, все довольствуются тем, что есть. Огромную важность крепкого бренда понимают только крупные компании, многие вывозят управление своим успешным делом в столичные города, как это было с «Алкогольной Сибирской группой», переехавшей в Москву, для нее мы разрабатывали серию этикеток для настойки «Таежка». В Омске главный бренд – это кризис! Им ­прикрываются почти все. К тому же грамотных специалистов по рекламе очень мало (впрочем, как и любых других специалистов) – все разъехались. А их значимость опасно недооценивать. Мне кажется, все проблемы-то как раз от того, что дело не доверяют полностью профессионалам, а позволяют вмешиваться общественности, власти... Вот вы же не лечите зубы самостоятельно, а идете к стоматологу. До тех пор пока не выправится экономическая ситуация, не изменится отношение к дизайну как к чему-то простому, чем может заняться каждый, ситуация с брендингом в Омске не преобразуется.

Уголок офиса

– Насколько сейчас прибылен бизнес графического дизайна?

– Он убыточен. Собственно, мы параллельно создали рекламное производство «Изба Принт» отчасти потому, что не смогли найти в Омске качественной широкоформатной печати, но еще и из-за того, что нас кормит дело печати фото­обоев, рекламы, оформления фасадов и интерьеров. Я, пожалуй, подчеркну, что для меня это не бизнес, а любимое дело.

– Заемные средства вернули?

– Да вернули, их было немного. Под каждую печатную машину брали кредит. Мы расширялись медленно. «Два жирафа» родились от большой любви... Я-то финансист по образованию, дизайнером является моя жена, а творческому человеку нужен хороший продюсер. Мы начинали всего лишь с диванчика и компьютера, а сейчас нас около десятка (административные должности не считаю), заказы расписаны на три месяца вперед. Больше не хотим брать – иначе страдают сроки и качество. Мы вообще сторонники того, чтобы дать итоговому продукту отлежаться недельку-другую, потом взглянуть свежим взглядом

– Соблюдение дедлайна – это похвально, но как же непредсказу­емость творческого процесса?

– Я, кстати, категорически против того, чтобы причислять дизайн к творческому процессу, это чисто интеллектуальный труд. Как математика – есть задача, есть решение, и его просто нужно найти. Творчество у художника. Вот у меня стоит буфет от Дамира Муратова – тут нужно вдохновение. А у нас четкая бизнес-задача. У каждого цвета на визитке/меню/фотообоях определенный числовой эквивалент. Между буквами на визитке в названии компании расстояние, опять же выраженное сухими числами. Кстати, самые классные дизайнеры – это разработчики шрифтов. Это одна из самых сложных, самых важных, самых ответственных задач хорошего дизайна! А вы видели, что делают со шрифтами, как у нас чудовищно растягивают/сжимают/вертят эти несчастные буквы? Смотреть страшно.

– А почему «Два жирафа»?

– Мы с женой оба выше среднестатистического роста – два жирафа. Нас обоих по этому поводу дразнили в детстве. Ну и плюс жираф же большой – ему виднее. Он видит картинку сверху, с уникального ракурса. Это важно, потому что нередко мне приходится доказывать правильность нашего видения клиенту. Ведь его продукт для него как дитя, он с ним полностью отождествляется. Попробуй скажи такому, что его взгляд на упаковку не совсем дальновиден! Дело в том, что он ориентируется на свои вкусы, в то время как стоит думать о пристрастиях потребителя этого самого продукта.

Справка

Студия графического дизайна «Два жирафа» образована в 2001 году Евгением и Олесей Луценко. Занимается разработкой фирменных стилей, знаков, упаковок, этикеток, меню, каталогов, книг, рекламных носителей, календарей, открыток, печатной рекламой и оформлением интерьеров. Работала с такими клиентами, как ХК «Акция», МТС, «Герцен Plaza», «Алкогольная Сибирская группа», «Транснефть», «Омский бекон», «ТинТо-Кофе», Газпромбанк и другими.

Анастасия Павлова

"Бизнес-курс" №19 от 27.05.2015г.