Завкафедрой бухучета ОмГУ Роман Смелик, бывший на прошлогодних выборах сначала соперником избранного в итоге ректором Алексея Якуба, а затем его сторонником, объяснил БК55 причину новой критики в адрес руководителя вуза.
- Роман Григорьевич, как вы относитесь к идее ректора ОмГУ Алексея Якуба централизовать все университетские деньги?
- Исключительно отрицательно!
- А когда стало известно, что г-н Якуб собирается претворить эту идею в жизнь?
- В предвыборный период от него был намек, сейчас же это возникло сразу в виде распоряжения. Самое возмутительное, что мнений факультетов никто не спросил, не было представлено вообще никакого обоснования. Между тем Алексей Валерьевич уже больше года у руля университета, но до сих пор мы не имеем утвержденного плана финансово-экономической деятельности нашего вуза. Три раза он был представлен ученому совету университета и трижды был отклонен как недостаточно проработанный. Поэтому возникает закономерный вопрос: «Зачем Вам, Алексей Валерьевич, наши факультетские деньги?»
В эту пятницу все деканы, кроме Гуца (Александр Гуц - декан факультета компьютерных наук), подписали свое письмо к ректору, в котором высказали несогласие с этой идеей.
- Кстати, на какой объем средств претендует ректор?
- Это не секретная информация. Годовой бюджет «зарабатывающих» факультетов (к ним относятся юридический, экономфак, факультет психологии) составляет порядка 60 миллионов рублей в год. Половину из них мы отдавали в распоряжение ректората, другую - тратили на развитие. Например, мы только что вернулись из зарубежной командировки, наладили там контакты с четырьмя иностранными вузами. Сможем ли мы это делать в дальнейшем, непонятно. Можем ли мы теперь просить на это деньги у ректора, тоже непонятно.
Издав это распоряжение, ректор нарушил Устав вуза. Десять лет действовала нынешняя система 50 на 50, теперь ректор решил забрать всё. Мы не понимаем - зачем?
- Сторонники идеи централизации средств в вузе говорили, что она необходима для справедливого распределения средств, в том числе для развития «убыточных» кафедр и факультетов.
- Так кто же с этим спорит? Мы же взрослые люди и понимаем, что естественно-научные факультеты должны жить и развиваться. В том числе и для этого мы отчисляли 50%. Если этого мало - скажите, сколько нужно, аргументируйте. Пока же мы видим только, что хотят все забрать и непонятно куда тратить.
- По этой ситуации ваша позиция понятна. Расскажите теперь, пожалуйста, о другом конфликте, по поводу которого вы тоже выступили на последнем ученом совете - я имею в виду ситуацию с завкафедрой Алексеем Поповичем.
- В феврале совет университета принял решение не рекомендовать Поповича на пост заведующего кафедрой. Разумеется, на основе аналогичного решения факультета. В итоге 9 апреля контракт с ним был расторгнут, он был уволен, получил, как положено, выходное пособие - порядка 200 тысяч рублей... А 10 апреля личным приказом ректора доцент (так и напишите!) Попович был принят на профессорскую должность - и.о. завкафедрой. На ту самую должность, на которую мы не рекомендовали его брать. Первоначальное решение принимали 70 человек профессорско-преподавательского состава, о которых в итоге просто вытерли ноги.
Дальше больше - в апреле же по личной инициативе ректора специально для Алексея Мироновича решили создать некий Институт управления.
- Что это такое?
- Вы лучше ректора спросите.
- Как вы объясняете такую непреклонную благосклонность Якуба к Поповичу?
- Как профессор того же экономфака я это не понимаю. Как человек могу предположить, что дело в межличностных отношениях.
- А как вы вообще оцениваете деятельность ректора Якуба за прошедший год?
- Мне больно об этом говорить, потому что я сам во втором туре выборов ректора призывал своих сторонников голосовать за него - я надеялся, что Алексей Валерьевич - человек разумный и грамотный. Но к сегодняшнему дню я разочарован. Кроме всего вышесказанного, приведу еще один факт: когда Якуб пришел к власти, из хозчасти, которая занимается освоением значительной части средств, были уволены прежние сотрудники, а вместо них приняли родственников свежеизбранного ректора...
Сегодня я даже не знаю: когда я в понедельник приду на работу, буду ли я все еще сотрудником университета.
Олег Ледянский