Выступая в прошлом месяце в Москве перед толпой своих сторонников с красными флагами, которые собрались праздновать 145-й день рождения Ленина, Зюганов объявил, что Советский Союз был попыткой установить «царство божье на земле».
Услышь эту речь Ленин, он наверняка перевернулся бы в своем мавзолее на Красной площади, где его забальзамированный труп выставлен на всеобщее обозрение. В конце концов, как написано в отчете кремлевской комиссии от 1995 года, за первые двадцать лет советской эпохи были убиты 200 тысяч представителей духовенства, а миллионы христиан подверглись преследованиям за свою веру.
«Чем больше представителей реакционного духовенства мы расстреляем, тем лучше», — заявил как-то Ленин. В первые годы правления коммунистов были разрушены тысячи храмов, а те, что остались, были превращены в склады, гаражи и музеи атеизма.
Советский диктатор Иосиф Сталин в годы Второй мировой войны согласился на незначительное возрождение православия, однако антирелигиозная пропаганда и выборочная дискриминация против верующих продолжались вплоть до середины 1980-х годов. В одном советском школьном учебнике 1950-х годов христианство назвали «извращенным отражением мира».
Заявление Зюганова вызвало бурю в России, а критики отметили совершенно очевидные противоречия в допущенном им смешении коммунистических убеждений и христианских верований. Коммунисты, будучи второй по степени влияния и мощи политической партией в стране после «Единой России» Владимира Путина, до сих пор пользуются серпом и молотом в качестве своего символа, а члены партии регулярно прославляют Ленина и Сталина. Хотя КПРФ сняла ограничения на членство для верующих, ее программа по-прежнему прочно стоит на фундаменте марксизма-ленинизма. Конечно же, это Карл Маркс произнес свою знаменитую фразу о том, что религия — опиум для народа.
«Вы лгали нам тогда [в советские времена] или ваша вера — это сегодняшняя ложь?» — спросил один человек, позвонивший на радиостанцию «Эхо Москвы», когда Зюганов давал там интервью. Бывший ответственный работник из советской сферы «агитации и пропаганды» отреагировал возмущенно и назвал радиостанцию «позором» для России.
Кое-кто из критиков полагает, что заявление Зюганова — циничная уловка, нацеленная на привлечение в партию православных верующих и на одновременное сохранение традиционного партийного ядра сторонников с левыми взглядами. Православное христианство играет все более важную роль в политических и общественных делах.
«У российского народа есть страстное желание чего-то священного», — говорит московский аналитик из Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) Мария Липман. Однако Липман отмечает, что хотя в опросах общественного мнения православными христианами себя регулярно называют 70% российских респондентов, лишь малая доля из них постоянно ходит на службу в церковь и соблюдает религиозные посты.
«Зюганов — профессиональный политик, и он пытается объединить левый и консервативный электорат», — говорит Илья Пономарев, являющийся соучредителем российского оппозиционного движения «Левый фронт».
«После распада Советского Союза он мог это сделать, но привлекательность его партии для таких избирателей в последние годы была ослаблена действиями Путина. Настоящий коммунист вряд ли может верить в Бога».
С тех пор как Россию в 2011-2012 годах сотрясли массовые протесты, в которых участвовала в основном московская интеллигенция из среднего класса, Путин весьма успешно изображает из себя защитника «православных христианских ценностей» от порочного влияния морально обанкротившегося Запада. Большинство аналитиков считают, что, хотя коммунистическая партия не испытывает искреннего желания бросить вызов путинской власти, она обязана показывать хорошие результаты на парламентских выборах, чтобы сохранять свой привилегированный статус российской официальной «оппозиции».
«Зюганов хочет создать образ „Ленина- lite“, — говорит хорошо известный богослов диакон Андрей Кураев, у которого противоречиво складываются отношения с иерархией Русской православной церкви. — Но поступая таким образом, он игнорирует противозаконные и радикальные действия советской власти против христиан».
Такое слияние советских и христианских верований и убеждений работает в обоих направлениях. Недавно по интернету разошлись видеокадры русского православного священника, поющего популярную советскую песню на службе в церкви. А на собраниях религиозных правых часто можно увидеть иконы с изображением Сталина. Недавно на территории огромного мемориального комплекса, воздвигнутого в память о миллионе павших в Сталинградской битве советских солдат, защищавших атеистическое государство, был построен православный храм.
У предстоятелей Русской православной церкви неоднозначное отношение к советской эпохе. «Хотя в советской системе не было места Богу, христианские ценности при коммунистическом правлении были более заметны, чем на Западе, где важнее всего неизменно было материальное богатство», — говорит официальный представитель церкви Всеволод Чаплин. Он называет Сталина противоречивой фигурой как с позитивными, так и с негативными сторонами.
Хотя советская власть внешне была настроена враждебно по отношению к религии, коммунисты на раннем этапе своего правления приняли и адаптировали многие христианские символы, маскируя новую идеологию под формы, хорошо знакомые крайне религиозной нации. Вместо Троицы Отца, Сына и Духа Святого коммунисты предложили народу Маркса, Энгельса и Ленина.
Во многих случаях изображения этих «сакральных фигур» социализма после большевистской революции просто заменили собой иконы Троицы в православных домах. Решение забальзамировать тело Ленина после его смерти в 1924 году также напоминает христианскую традицию сохранения святых мощей, а обязательные для советских граждан посещения мавзолея на Красной площади были удивительно похожи на средневековое паломничество. Зюганов даже назвал останки Ленина «священной реликвией».
Но не всем православным верующим пришелся по душе этот удивительный советско-христианский симбиоз. «Рим когда-то устраивал гонения на христианство, но затем христианство приняло римские формы и завоевало Рим изнутри», — говорит журналист и православный верующий Андрей Золотов.
«Я бы хотел, чтобы русское православное христианство в его нынешнем виде трансформировало советское наследие изнутри. Но я не уверен, что такое возможно. Вот почему мне важно дистанцироваться от советского символизма. Для меня коммунизм — дьявольская религия».
Марк Беннетс