В деревне Пахомовка Азовского района круглый год собирают грибы.

 

Александр Моховиков

Пес Жорик, хоть и всеядный, но грибы не ест. Он их охраняет. Потому не лает – заливается. А как иначе, под его защитой – первая грибная ферма в области: ООО «СПК «Лесная поляна». Занимается «Поляна» выращиванием вешенок.

Гриб уникальный: низкокалорийный, что называется, ешь и худей. Кроме того, серьезный источник цинка, калия, витаминов группы В и D, клетчатки. Из-за отсутствия глюкозы подходит даже для диабетиков и язвенников. Опять же вешенка не просто вкусный гриб, но еще и ­прибыльный. Так рассуждал Александр Моховиков, решив заняться грибоводством. Полковник, уволенный в запас в 2000 году, пробовал найти себя, занимаясь поставками мяса на север, изготовлением колбасы. Теперь на грибы потянуло.

– Нельзя сидеть, – говорит Александр Викторович. – Можно сделать что угодно, хоть космическую ракету, главное – изучить и поставить цель.

Прежде чем заняться вешенками, Моховиков (фамилия-то прямо судьбоносная) изучил интернет, потом, уже обу­чаясь в Саратове и Суздале, Москве – лучшей школе грибоводства страны, понял: все, что узнал во всемирной сети, надо забыть. Теперь по прошествии двух лет считает себя специалистом в этой области, постоянно повторяя: «Надо учиться». А как иначе? Грибоводов в регионе не готовят, они, как правило, самоучки. Нет профессиональных грибоводов и на азовской ферме. Пять человек, работа­ющие здесь, – кондитеры, швеи, садоводы. Правда, учатся. Так, старший грибовод Оксана Халявко, строитель по образованию, только вернулась из Саратова, теперь знает о флоре все. Не потому ли тихонько напевает, когда проверяет температурный режим, влажность в камерах, где проходит выгонку ценный пищевой продукт?

– Весь технологический процесс условно можно разделить на два этапа, – рассказывает директор предприятия. – Почвой является солома пшеничная и немного отрубей. Все это в субстратной машине перемалывается, прессуется и получается готовая пища для грибов, куда высеивают мицелии – семена, все это упаковывается в полиэтиленовые пакеты. В таких спрессованных брикетах и растут настоящие грибы. На определенном этапе субстрат стерилизуется, потому ничего иного в наших «землях» вырасти не может. Чисто. Экологично. Безо­пасно.

Само мини-предприятие напоминает что-то среднее между больницей и музеем: все на своих местах, аккуратно, почти стерильно. В инкубационной комнате особая влажность, температура, заходить туда без особой надобности нельзя. Около 20 дней там находятся те самые спрессованные брикеты, в которых и происходит развитие жизни – прорастает мицелий, формируется грибница.

Далее грузовым лифтом будущее грибное семейство поднимается в камеру «Выгонки плодовых тел», там оно растет еще около 20 дней.
– Вот это семейство уже готово, – показывает один из грибоводов предприятия. – А это будет готово завтра к вечеру.
 Готовность определяется просто – по размеру шляпок, они должны быть не больше 4 сантиметров. Возможно, это только при создании благоприятных для них условий. Одна из тонкостей создания таких условий – постоянно работающая климатустановка, стоит которая около 6 миллионов рублей.

Общий же ремонт и переоборудование бывшей полуразрушенной водонапорной башни деревни Пахомовка, где теперь и раскинулось грибное царство, обошлось в 12 миллионов рублей. Деньги для предпринимателя средней руки серьезные, потому занялся Александр Викторович в период, когда только строил планы, поисками инвестора. И нашел: Сергей Зиннурович Алеев, руководитель общества с ограниченной ответственностью «НефтеГазКомплект», в грибы поверил как-то сразу. Тем более, по расчетам Моховикова, окупаемость проекта – 3 года, а значит, возможна миллионная прибыль. Но это в перспективе, а пока в сентябре прошлого года сделали первую закладку. В течение 40 суток вырастили первую партию, вторую-третью. Около 80-100 ­килограммов в день, а по расчетам должно быть в два раза больше.

– Работаем над этим, – объясняют специалисты предприятия. – Есть трудности. Но все преодолимо. В июне думаем закрыться на устранение технических неточностей, неполадок, а уж с августа начнем работать в полную мощь без остановок круглый год.
– Дойдем до тысячи килограммов в день, – добавляет Моховиков. – Может, и перерабатывать начнем.

Пока только реализуют свежий настоящий гриб. 10-15 килограммов ежедневно «съедают» азовчане, остальное – омичи через омскую овощную базу в магазинах «Акял-Фрутт».
– Мы и сами свои грибы едим и очень любим. У меня родители были любителями мясных блюд, теперь на грибы перешли, белок тот же, а для здоровья полезнее, – рассказывает Алексей Вехтер, мастер по настройке оборудования.

Не так давно Алексей вернулся из армии, почти год не мог найти работу – нет ее в селе. Теперь трудоустроен.
– С людьми всегда проблема, сейчас, ладно, сколотили коллектив, а на этапе строительства найти бригаду, строителей – пусть непрофессиональных, но непьющих в селе трудно, – говорит руководитель ­предприятия. – ­Приходилось из города ­подрядчика нанимать. Но это не единственная проблема, хватает всяких. К примеру, очень дорого работать на электричестве, нам бы газ подвести.

Электричество в зимние месяцы уносило около 85-100 тысяч рублей в месяц, в марте-апреле – по 50 тысяч. Газ подвести можно, но пока нет ни средств, ни технических возможностей. Районная власть обещала помочь.
– А она вас вообще поддерживает? – спрашиваю.
– Ну да, морально. Но это ведь тоже приятно. С газом помочь обещали, и о гранте на расширение речь шла. А начинать, конечно, очень сложно, особенно не будучи миллионером. Банки не кредитуют, куда только не обращался – многие так и сказали: «На стартовое дело не дадим, раскрутитесь сначала». Как? А когда раскрутимся, зачем они нам нужны? Но народ прав: бояться волков – быть без грибов.

Справка

80-100 килограммов грибов в день ­выращивает ферма ­Моховикова.

Около 40 суток выращивают одну партию вешенок.

12 миллионов рублей понадобилось, чтобы переоборудовать разрушенную водонапорную башню в грибную ферму.

Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте БК55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

Юлия Лещинская. Фото автора

«Бизнес-курс» №18 от 20.05.2015 г.