Не все труженики тыла Омской области получили юбилейные медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», а уж тем более, оказались достойными ее вручения.

Мария Лаврентьевна Коваленко не так давно разменяла десятый десяток, жизнь прожила непростую. Вспоминая, лишь смахивает невольно набежавшую слезу да негромко шепчет, как заклинание: «Деточки, не дай вам бог пережить то, что мы пережили».

Закончила она четыре класса, больше не могла. Старшая в семье, где еще 4 ребятишек – работать пошла, матери помогать. Поначалу за телятами ходила, воду на ферму таскала, обмораживалась не раз. А уж как война наступила, на трактор села.

По 18 часов без отдыха и выходных работали 16-летние девчонки, управляя тракторами, которые не каждому мужчине по силе. Голодные бывали, что можно отправляли на фронт. Ночевать домой не ходили, так в будке и спали – с первым рассветом пахать начинали, а уж коли начали – глушить нельзя. Пять лет день в день «отвоевала» Мария Лаврентьевна, да и дальше легко не было. Уже в 1948 году встретила свою судьбу Дмитрия Григорьевича Коваленко. Человек хороший: уважительный, трудолюбивый, одна беда – безногий.

(фото из домашнего архива) 90-е годы Мария Лаврентьевна с мужем

Попал Дмитрий Коваленко на фронт в 1942 году, приписав в сельском совете себе лишний год, – Родину защищать торопился. Окончил школу саперов. Провоевал недолго, под Псковом подорвался на мине. Чудом остался жив. Правую ногу оторвало по самый пах, левую - покалечило. Долго лечился. Демобилизовался. Дали ему третью группу инвалидности - рабочую. Работал счетоводом, учетчиком, бухгалтером, пока мог на костылях скакать. А уж как на инвалидную коляску пересел, так работать больше не смог – не получалось по полям ездить, не было в ту пору «Доступной среды». Умер в 1997 году.

Горюет Мария Лаврентьевна по нему до сих пор, а еще больше, что не увидел он, как выросли четверо детей, как родились внуки-правнуки. Как получила она жилищный сертификат как вдова участника войны и живет теперь в благоустроенной квартире с дочерью и зятем в Таврическом районе.
- Хорошие у меня деточки выросли, - хвастается Мария Лаврентьевна, - и зятьки им под стать, не обижают меня.

Бабушка часто болеет – отказывают ноги. Доктора, а возила ее дочь ко многим, так и сказали: «надорвалась за жизнь». Из дома почти не выходит. Да и как ей выйти - живет на четвертом этаже без лифта. А гостям рада всегда: по душам поговорит, песню свою любимую «Катюша» споет с удовольствием. Но гостей нынче не дождалась.

Медали, что вручали труженикам тыла, она не получила. Звонили родственники-знакомые, ее сестры, что младше ее, а значит в войну работать позже начали, хвалились – получили, руку пожали, долго жить приказали. Бабе Марии похвастать нечем.

Мария Лаврентьевна с дочерью

Пошла дочка Екатерина Дмитриевна Филина по инстанциям района выяснять, что да как, почему медаль не положена. В управлении труда и социального развития по Таврическому району плечами жали, разобраться пообещали. Не с первой попытки, правда, и разбирались чуть не месяц. Но в очередной приход, 30 апреля, сказали: есть медаль, 2-3 мая вручим. Не дождавшись, Екатерина Дмитриевна пошла 6-го. Медаль получила. Сама. Вытащили из ящика и подали. Вот вам. Распишитесь.

Некогда местным чиновникам по старикам ходить, уважение оказывать, без того дел много – людям помогать надо.

Мария Лаврентьевна ждет, встретила меня у порога: «Вы из правительства, вот ведь спасибо, не забываете». Сказать, что я всего лишь журналистка, язык не повернулся. Получается, обманула пожилого человека. Да разве я одна обманула труженицу тыла, ветерана труда, вдову участника войны Марию Лаврентьевну Коваленко?

- Да ничего, бабушке не привыкать, - утешает меня дочь, - она и прошлую медаль не получила, тогда еще в Павлоградском районе жили. «Не хватило, мало медалей наштамповали», - сказали, только удостоверение и выдали.

 

награды семьи Коваленко

Татьяна Ивина