Ни для кого не секрет, что помимо официальной власти в нашем городе есть и «­теневая». ­Борьба многочисленных «серых кардиналов» и влиятельных групп видна во многих ­скандалах  - в неразберихе вокруг «Омскэлектро», в истории с мусорным коллапсом, в ­постоянных ­прозрачных намеках и «громких разоблачениях» в СМИ. Учитывая степень влияния этой ­неофициальной власти, далеко не все ключевые решения в жизни города ­принимаются в ­интересах горожан.

Манвел Мажонц, генеральный директор ОАО «Омскэлектро»:
– Нужна сильная власть, нужна политическая воля. Власть должна перестать ­заигрывать с так называемыми группами влияний. Власть представляет народ, и других интересов у нее быть не должно. Если у нее появляются другие интересы, то из субъекта она становится объектом для групп влияний. Пока у властей не будет этого понимания, ничего хорошего не будет.

 

Александр Лихачев, советник губернатора Омской области по вопросам ЖКХ:
– Для этого нужно избрать действующего губернатора на второй срок. Сейчас он приобрел уверенность, вник в текущие вопросы, изучил область, набрался опыта. Чем сильнее будет становиться губернатор, тем больше влияния он сможет оказывать на борьбу местных групп. Хочу заметить, пока что с этой задачей Виктор Иванович справляется. Упомянутое вами «Омскэлектро» он смог удержать под контролем. При его правлении не было продано ни одно предприятие. Поэтому я бы не стал переоценивать силу, как вы говорите, «теневой» власти. Эти «войны» – типичный продукт столь нелюбимой мной капиталистической ­системы. ­Государственные и личные интересы всегда в ней сталкиваются. В США даже есть закон о лоббировании интересов.

Инна Ветренко, заведующая кафедрой политологии ОмГУ:
– Я бы, скорее, апеллировала к происходящему через термин «столкновение интересов», а не «клановые войны». Это совершенно нормальная ситуация для рыночной экономики, когда каждая из бизнес-групп целенаправленно лоббирует свои интересы. Что касается «громких разоблачений», то обсуждаются лишь решения, лежащие на поверхности, а представьте, какое количество латентных влияний так и остается неосвещенными. Я бы не стала связывать борьбу за власть со слабостью позиции губернатора или некомпетентностью его команды. Повторюсь, это совершенно нормально для любого успешного бизнеса.

Ян Зелинский, депутат Госдумы от фракции ЛДПР:
– Если будет сильное правительство во главе с сильным губернатором, то ситуация может измениться. Пока губернатор не начнет принимать сильные решения, в Омске так и будет действовать не одна, а, может быть, две или три «теневые» власти. Леонид Полежаев был сильным хозяйственником, держал все под контролем, в том числе средства массовой информации и силовые структуры, ни о какой неофициальной власти и речи не было. Ситуация может измениться, когда к власти придет новый губернатор. Что касается действующего главы региона, то считаю, что в 50 лет очень трудно стать другим человеком. Однако можно поменять свою команду и нанять более профессиональных и преданных людей, которые будут работать не на благо своего кармана, а на благо людей.

Иван Жуков, политолог:
– В науке эта ситуация называется «рента на стагнации»: часть власти и бизнеса образует коалицию для раздела еще неразделенных активов. Выходов из такой проблемной ситуации немного (вариант утраты интереса «группами давления» к Омску вследствие его полного разграбления рассматривать не будем). Первый вариант маловероятный. Наши исследования фиксируют небольшой рост интереса к «варягу». Честный бизнес хочет «равноудаления». Второй вариант долгий и трудный. Все 90-е и 2000‑е существовали только коалиции власти и бизнеса, но сейчас по всей стране и ближнему зарубежью фиксируется рост городского активизма. Местные общественные группы (территориальные, экологические, профессиональные, по интересам) могли бы стать противовесом коррумпированным группировкам. Но нужно время и явное желание локального сообщества, которого пока почти нет.

Вадим Морозов, депутат ЗC ОО:
– Окончательно такого не произойдет никогда. Потому что всегда будут люди, сознанием которых будет управлять один из смертных грехов – жажда тщеславия. Им уже не нужно думать просто о том, как выжить, поэтому появляется желание постоянно усиливать свое влияние. И чем чаще «официальная» власть демонстрирует свою усталость, слабость и иногда безрезультатность, тем больше поводов для действий у такой «теневой» власти. К решению проблемы есть два подхода. Первый – подход спецслужб при работе с террористами – «никаких переговоров». И второй – восточный – «клан на клан» до взаимоуничтожения.

Александр Кравец, депутат Госдумы:
– В современных условиях – нет, потому что вместо одного клана будет другой. Хотя есть более-менее устойчивые. Любой процесс прихода к власти приводит новый клан, ­который ­оказывает свое информационное и экономическое влияние. Поэтому пока мы живем в условиях либерально-демократического общества, эти кланы будут существовать бесконечно.

Юрий Шатилов, директор консалтингового агентства «Ладно»:
– А нужно ли их прекращать? Конкуренция за власть – вполне логичное явление для активного бизнеса. Наоборот, я бы констатировал нехватку представителей элитных групп, которые бы выражали их интересы. Поэтому вызывают такой ажиотаж совершенно нормальные явления: вот баллотируется Антропенко, вот Морев что-то лоббирует. А что еще они должны делать? Это их работа – говорить, придумывать, предлагать, продвигать. При этом люди жалуются, что у них нет выбора, за кого голосовать. Большинство ключевых решений в жизни города действительно принимается не в интересах горожан. Но мы сами виноваты, потому что терпим. А многим группам следовало бы более четко выражать свою позицию. Понятны действия коммунистов, либерал-демократов, а что насчет всех остальных?

Сергей Калинин, депутат ЗС ОО, совладелец ООО «МилкОм»:
– Я не считаю «теневую» власть каким-то крайне отрицательным явлением. Во всех сферах есть небольшие группы людей, которые объединяются по интересам и действуют сообща. Это нормально. Было бы хорошо, если бы эти кланы вышли из тени, а их деятельность получала бы освещение в СМИ и стала публичной. Кстати, эти люди могли бы объединиться и оздоровить тот же «Омскэлектро».

Олег Даутов, председатель совета омского отделения «Деловой России»:
– Я отвечу на этот вопрос одной единственной фразой. Конкуренция была всегда, и во власти она необходима как главный стимулятор развития.

«Бизнес-курс» №14 от 22.04.2015 г.