Редакция БК55 получила письмо от министра здравоохранения Омской области Андрея Стороженко, в котором он требует опровергнуть некоторые сведения статьи Валентина Кузнецова «Что связывает министра Стороженко с сестрой Голушко и снохой Полежаева?». Мы публикуем это письмо полностью.
2 апреля 2015 года на сайте www.bk55.ru в информационно-телекоммуникационной сети интернет была размещена статья Валентина Кузнецова «Что связывает министра Стороженко с сестрой Голушко и снохой Полежаева?», которая содержит информацию, не соответствующую действительности и порочащую деловую репутацию министерства здравоохранения Омской области, министра здравоохранения Омской области и подведомственных министерству медицинских организаций.
Автор утверждает, что в «структуре исполнительной власти Омской области создана коррупционно-корпоративная система».
«Продолжение этой политики — перевод населения Омской области с государственного и бесплатного здравоохранения на обслуживание в частных медучреждениях под руководством министра Стороженко. При этом частные медучреждения развиваются за счет государственных».
Далее в статье приводятся рассуждения автора о коррупционном переводе государственных финансовых средств в частные учреждения в связи с закрытием стационара в бюджетном учреждении Омской области «Городская больница №2» (далее — ГБ-2), в котором оказывалась медицинская помощь по профилям «эндокринология», «урология», «хирургия», «ревматология» и «неврология».
Указанные сведения не соответствуют действительности и свидетельствуют об отсутствии понимания механизма финансирования медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области (далее — Программа) и основ бюджетного законодательства.
Финансовое обеспечение медицинской помощи по данным профилям осуществляется в рамках Программы за счет средств обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) по принципу одноканального финансирования (исключающего финансирование за счет средств областного бюджета в любой форме) без взимания платы с населения независимо от формы собственности медицинской организации, участвующей в реализации Программы и предоставляющей данную медицинскую помощь, что гарантирует «бесплатное здравоохранение» для населения.
Таким образом, являются ошибочными и не соответствующими действительности и законодательству изложенные в статье выводы о предоставлении частным медицинским организациям «государственных субсидий» для развития частной системы здравоохранения на территории Омской области и «планомерном уничтожении государственных учреждений», в том числе на используемом автором примере прекращения деятельности стационара ГБ-2, а также о коррупционной деятельности министерства по реализации данной политики.
В статье указано, что «с целью коррупционного перевода государственных финансовых средств в частные медучреждения и был закрыт специализированный стационар в ГБ №2, так как не было никакой объективной государственной и экономической причины с 01 февраля 2015 года менять маршрутизацию потоков специализированных пациентов по профилям «эндокринология», «урология», «хирургия», «ревматология» и «неврология».
Приведенное утверждение не соответствует действительности и свидетельствует о незнании автором направлений государственной политики в отраслях социальной сферы, реализуемых в том числе на территории Омской области.
В результате реструктуризации коечного фонда ГБ №2 медицинская помощь населению по профилям «эндокринология», «урология», «хирургия», «ревматология» и «неврология» будет оказываться в медицинских организациях, имеющих современную лабораторно-диагностическую базу, более комфортные условия пребывания. Данные мероприятия были обсуждены и поддержаны пациентским сообществом, в том числе автономной некоммерческой организацией содействия неврологическим инвалидам, страдающим рассеянным склерозом, города Омска и Омской области «Территория милосердия».
При этом особенно критическая оценка в статье дана мероприятиям, связанным с маршрутизацией пациентов для оказания медицинской помощи по профилям «неврология» и «ревматология», которым автор придал политическую окраску, что нашло выражение и в заголовке к статье.
Так, со 2 февраля 2015 года медицинская помощь по профилю «неврология» оказывается населению без взимания платы в рамках Программы на базе общества с ограниченной ответственностью «Центр реабилитации «Рассвет» (далее — Центр), имеющего необходимую инфраструктуру, соответствующую лицензионным требованиям и условиям, и положительный опыт медицинской реабилитации пациентов неврологического профиля.
При этом из смысла статьи следует утверждение о том, что Центр оказывает лишь косметологические услуги, а оказанием медицинской помощи данная организация никогда не занималась и маршрутизация пациентов для оказания в Центре медицинской помощи по профилю «неврология» не имела объективного обоснования. Между тем на базе Центра с 2014 года проводится медицинская реабилитация в условиях круглосуточного и дневного стационара для детей, в том числе страдающих детским церебральным параличом, гидроцефалией, болезнью Дауна, энцефалопатией.
Кроме того, Центр является клинической базой кафедры медицинской реабилитации государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Ревматологическое отделение из стационара ГБ №2 переведено в только что отремонтированные помещения круглосуточного стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический диагностический центр» (далее — КДЦ). Целесообразность передислокации ревматологического отделения объясняется как лучшими условиями пребывания пациентов, так и возможностью использования для обследования больных всего арсенала диагностических служб КДЦ, сопоставимых с таковыми в ГБ №2.
В связи с открытием в феврале 2015 года ревматологических коек для маломобильных пациентов на первом этаже стационара КДЦ развернуты дополнительные палаты, открыты оборудованная всем необходимым палата интенсивной терапии и кабинет терапии генно-инженерными биологическими препаратами, значительно усилено современным оборудованием физиотерапевтическое отделение, отремонтирован и дооснащен зал лечебной физкультуры, созданы условия для работы медицинского психолога.
Автор полагает, что «Руководитель минздрава Омской области просто принял решение и по телевизору сказал, что «несет личную ответственность за здравоохранение», и считает, что «пора спросить с этого организатора здравоохранения, почему решения по закрытию, оптимизации, реструктуризации в омском здравоохранении принимаются всегда в закрытом режиме, а граждан Омска и Омской области всегда ставят только перед фактом. А здание стационара тем временем готовится к очередной продаже частным медучреждениям, с очередными «откатами» и финансовыми скандалами. Эта система государственно-частного партнерства в здравоохранении в Омской области уже отработана».
При грамматическом и лексическом толковании буквального значения содержащихся в тексте слов и выражений можно сделать вывод об утверждении автором того, что приведенные коррупциогенные факты ранее имели место и имеют место в настоящее время в деятельности Министерства.
Однако приведенная информация не соответствует действительности, не имеет места ни один случай приватизации зданий государственных учреждений здравоохранения Омской области частными медицинскими организациями, равно как и связанные с этими действиями уголовные дела по факту получения взяток, злоупотребления должностным положением и иных незаконных действий должностных лиц Министерства.
Кроме того, указанное суждение формирует негативное отношение к деятельности Министерства, реализуемой от лица органа его руководителем и указывает на пренебрежение мнением общественности по вопросам организации оказания медицинской помощи и, по сути, самоуправство.
Между тем оптимизация сети и структуры учреждений государственной системы здравоохранения Омской области предусмотрена Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Омской области», утвержденным распоряжением Правительства Омской области от 27 февраля 2013 года №17-рп.
Согласно указанному Плану мероприятий структурные преобразования системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам включают мероприятия по оптимизации оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда учреждений здравоохранения с учетом имеющихся возможностей медицинских организаций, их материально-технической оснащенности и кадрового потенциала.
Независимая публичная оценка мероприятий, связанных с реорганизацией сети или реструктуризацией структуры учреждений здравоохранения государственного сектора федеральным и областным законодательством не предусмотрена. При этом в федеральном законодательстве предусмотрены правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, препятствия для реализации которого со стороны Министерства отсутствуют.
Автор утверждает, что «тариф под частный диализный центр был сделан одним из самых высоких в России — почти 7000 рублей одно посещение при себестоимости в 2500-3000 рублей», тем самым заявляя о намеренных коррупционных действиях Министерства по завышению размера оплаты за оказываемые в частной медицинской организации услуги.
Между тем тарифы на оплату медицинской помощи на территории Омской области едины и не дифференцированы в зависимости от формы собственности медицинской организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — №326-ФЗ) тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом ОМС, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 №326-ФЗ.
Согласно пункту 3.16 Тарифного соглашения в системе ОМС Омской области на 2015 год от 31 декабря 2014 года заместительная почечная терапия методом гемодиализа в условиях дневного стационара проводится в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифу 6677,0 руб., включающему в том числе расходы на приобретение расходных материалов (диализатор, артериальные/венозные магистрали, иглы фистульные, диализные катетеры, ультрафильтр, концентрат кислотный, картриджи гемодиализа и прочее) на сумму 3972,0 руб., медикаментов на сумму 1997,6 руб. (при этом в стоимость тарифа с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации включены затраты на медикаменты по профилактике осложнений диализа, в том числе и в междиализные дни: эритропоитины и препараты железа, в целях коррекции анемии, что не предусмотрено при оказании подобных услуг в рамках Программы за счет средств ОМС, например, в соседних регионах).
Таким образом, в статье допущено распространение не соответствующих действительности сведений.