В 2016 году начнется строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Казань. Ожидается, что ее запустят в эксплуатацию до 2020 года. Российская сторона уже сообщила о проведении тендера на проектирование данной магистрали и в конце месяца объявит победителей. По сообщению информационного агентства ТАСС от 18 апреля, китайские предприятия собираются вложить в этот проект деньги, однако точная сумма пока неизвестна. Если все сложится успешно, путь Москва - Казань станет первой настоящей высокоскоростной железной дорогой в России.
Согласно плану проекта, общий путь железной дороги из Москвы до столицы Республики Татарстан составляет 770 километров. Пока добраться из одного конца в другой можно за 14 часов, однако поезду, идущему по высокоскоростной железной дороге, потребуется всего 3,5 часа. Общий объем инвестиций предположительно составит один триллион рублей. Такие колоссальные планы несомненно требуют привлечения иностранного капитала.
Как сообщается, китайские инвесторы готовы вложить в проект более 300 миллиардов рублей. Из них 50 миллиардов вложит ответственная за проект китайская компания, остальные 250 миллиардов будут выданы в форме долгосрочного кредита на 20 лет.
Помимо проекта магистрали Москва - Казань РФ также собирается вложиться в строительство высокоскоростной дороги Москва - Пекин. Расстояние между двумя столицами - 7000-8000 километров. Общий объем российско-китайских инвестиций в проект составит семь триллионов рублей. Сейчас путешествие на поезде занимает пять дней, с постройкой высокоскоростной магистрали это время сократится до 30 часов. Будет пущено 170 грузовых и 400 пассажирских составов.
По мнению аналитиков, крайняя заинтересованность России в высокоскоростных железных дорогах связана с тем, что она решила перенять опыт Китая: «если хотите разбогатеть, сначала постройте дороги». Сейчас самый быстрый поезд страны - Москва - Санкт-Петербург, однако его скорость не достигает и 200 километров/час. В прошлом году правительство РФ утвердило основные положения стратегии развития транспорта, в которых особое место отводится как раз строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей. Согласно планам, в ближайшие 15 лет в стране должны быть построены железные дороги, на которых поезда будут развивать скорость от 250 до 400 километров/час. В то же время старые пути, на которых поезда могут разгоняться от 140 до 200 километров/час, будут реконструированы.
Эксперт Института железнодорожных перевозок Университета Тунцзи в Шанхае Цзя Суньчжан 19 апреля в интервью корреспонденту «Хуаньцю шибао» рассказал, что Россия сейчас испытывает экономические трудности и хочет с помощью строительства инфраструктуры вытянуть свою экономику. Однако российская железнодорожная мечта отличается от китайской. Ее проблема состоит в том, что существующая инфраструктура устарела и необходимо создавать новую. А Китаю всего лишь нужно работать над улучшением того, что у него уже есть. И пока сложно сказать, можно ли осуществить российскую железнодорожную мечту.
Помимо проектов Москва - Казань и Москва - Пекин, у России есть еще один грандиозный замысел относительно строительства высокоскоростных железных дорог: не так давно российская железнодорожная компания сообщила о возможных планах строительства трансъевразийской магистрали, которая соединит РФ и Аляску. По протяженности, степени сложности строительства и возврата инвестированного капитала этот проект превосходит первые два. А размеры необходимых капиталовложений вообще пугают. Как сообщает российская газета «Сибирские новости», эта магистраль будет проходить через Екатеринбург, Иркутск и Владивосток. Всего путь займет семь дней.
Специалист по туннелям и подземной технике Ван Мэншу в интервью нашему изданию сообщил, что планы строительства подобной высокоскоростной магистрали вряд ли воплотятся в реальность. Когда-то давно такие же мысли были у Великобритании, однако им не суждено было сбыться из-за отсутствия необходимых технических условий. У России пока нет возможностей построить такую дорогу, ей тоже не хватает технической подготовки. К тому же, даже если дорога будет функционировать, в нее постоянно нужно вкладывать деньги, которых у Москвы нет. Помимо того, при строительстве трансконтинентальной железной дороги нужно одновременно учитывать способности пассажирского сообщения и грузовых перевозок. Чтобы такой проект оказался прибыльным, необходимо, чтобы ежегодно этой железной дорогой пользовались по меньшей мере 80 миллионов пассажиров.
Ван Цзябо, Ян Шаша, Лю Юпэн