Застройщик микрорайона «Рябиновка» Геннадий Фридман вслед за анонимным интернет-комментатором сравнивает Рината Карымова со сказочным гамельнским крысоловом. Сам 43-летний юрист, скорее, предпочел бы ассоциировать себя с защитниками конституционных прав времен Флорентийской республики.

Для широких масс омичей Ринат Карымов возник как будто бы ниоткуда, выскочил как чертик из табакерки. Еще позавчера его вроде бы не было, вчера он появился в компании обманутых пайщиков «Овощевода», сжигающих чучело «человека, похожего на сенатора Голушко», сегодня он уже одновременно воюет с директором аэропорта, ведет в бой с мэрией не желающих переселяться в «Рябиновку», отстаивает интересы дольщиков, ­завтра он, наверное, будет везде. На самом же деле те, кто более-менее внимательно следил за вой­ной между Полежаевым и Рощупкиным, знают, что это камбэк.

Раз – Бабурин, два – Бабурин...

Высшее юридическое образование г-н Карымов получал в ОмГУ – на одном курсе с будущим председателем сначала омского, а потом и московского арбитража Сергеем Чучей, ­Вячеславом Мутьевым, возглавляющим сейчас природоохранную прокуратуру, Виктором Варжиным, греющим в «Газпром межрегионгаз Омск» кресло Виктора Назарова (а с нынешним главой местного следкома Андреем Кондиным Ринат учился не только на одном курсе, но и в одном классе). Деканом же юрфака тогда был Сергей Бабурин, который энергичного студента заприметил. И затем, когда в очередной раз избирался в депутаты Госдумы, переманил к себе в помощники из мэрии, куда Карымов после вуза устроился консультантом судебного отдела контрольно-правового управления. Так молодой юрист получил путевку в действительно большую политику – Бабурин, напомним, был вице-спикером российского парламента. Позднее Карымов загорелся идеей реинкарнации советских Комитетов народного контроля (КНК), даже встречался для консультаций с легендарным Сергеем Манякиным, который после ухода с поста первого секретаря омского обкома КПСС в 1987-89 годах как раз был председателем Комитета народного контроля СССР. Бабурин нового увлечения своего протеже разделить не захотел, и их пути разошлись. Впрочем, позднее они пересеклись и в третий раз, но об этом чуть позже.

Знал бы Голушко, кого пригрел...

Карымовская идея с возрождением КНК неожиданно нашла поддержку у давних оппонентов Бабурина в облправительстве. Ринат, впрочем, уже тогда не отличался особой щепетильностью и сентиментальностью. Но знал бы тогда вице-губернатор Андрей Голушко, кого он как старший товарищ по альма-матер (они успели пересечься в вузе, где Г.А.И. уже был пятикурсником, когда Карымов только поступил) пригрел. Будущий сенатор познакомил нашего героя с Леонидом Полежаевым и даже сам выделял деньги – первое время финансирование карымовских комитетов, как вспоминает сам юрист, шло по распоряжению Голушко из каких-то «внебюджетных источников» (позже Полежаев издал постановление о господдержке их деятельности). Сейчас, если кто забыл, Карымов, возможно, главная омская головная боль сенатора Голушко – они воюют и по линии «Овощевода»-«Сибагрохолдинга», и по вопросам газификации частного сектора в городе.

Сначала жгли чучела Чубайса, Немцова...

Начинали комитеты бодро и яростно. Сколотили актив, начали «для сугрева» с акций ­протеста – ­выступали против «грабительской» приватизации, жгли чучела Чубайса и Немцова (вот еще когда начинал!) Из серьезных дел на местном уровне – борьба с задержками зарплаты, достигавшими тогда на некоторых предприятиях до полугода: «комитетчики» выезжали на места, беседовали с директорами, объясняли последствия – и часто срабатывало, задолженность оперативно гасилась.

Однако затем кураторы из облправительства направили кипучую энергию Карымова сотоварищи в более нужное, по их стратегическим соображениям, русло – на борьбу с мэром Валерием Рощупкиным. Со временем к этому свелась вообще вся работа КНК. Жили активисты хорошо: офис в самом центре города – в ОПЦ (сейчас РСЦО), солидная господдержка плюс, по-прежнему, «внебюджетные фонды», за которыми преимущественно скрывались поступления от голушкинских предприятий. Однако когда градоначальник, не выдержав прессинга, уехал в столицу, надобность в карымовской молодежи отпала, и через некоторое время полторы с лишним сотни активистов просто распустили.

Что общего у «Наших» и «Гринписа»?

Однако к этому моменту омского массовика-политзатейника заметили из Кремля. Точнее – из Администрации президента России. Карымова для личной беседы пригласил Александр Косопкин, возглавлявший в АП сначала Управление по взаимодействию с парламентом, политическими партиями и движениями, а затем и все Главное управление внутренней политики (широким народным массам этот очень влиятельный чиновник, стоявший у истоков «Единой России», стал известен по факту своей смерти в 2009 году, когда вертолет Ми-171 с московскими и местными «випами» рухнул на Алтае во время охоты на занесенных в Красную книгу архаров). Омича настоятельно попросили передать все планы-проекты-прочие документы по КНК и на этом «прекратить заниматься самодеятельностью». Энергию Карымова направили во внешнюю политику. Сначала на базе профсоюза студенческой молодежи он создал в Омске «Фонд содействия интеграции молодежи и студентов стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества «Восток» и организовал его силами (при активной поддержке со стороны нашумевшего прокремлевского движения «Наши») фестиваль в защиту мира в Абхазии. Затем Карымов сотоварищи замахнулся уже на совсем дальнее зарубежье, решив организовать в Персидском заливе акцию против «американских агрессоров», в очередной раз раздумывавших, не напасть ли на Иран. Причем акцию почти в американском же стиле, или, точнее, в гринписовском: омские (и не только) студенты на резиновых лодках должны были блокировать корабли ВМФ США. Курировал мероприятие, кстати, старый знакомый Рината – Сергей Бабурин (это вышеупомянутое третье пересечение). Все уже было готово, но в последний момент в Москве решили «не перегибать» – и работники ФСБ вежливо сняли Карымова с самолета, готовившегося вылететь в Тегеран...

...А тем временем в России созданные на основе карымовских разработок клоны КНК появились во многих регионах.

«Возвращение блудного сына»

Прошло время, российская внешняя и внутренняя политика все больше стала сосредотачиваться в одном лице – президента Владимира Путина. И, видимо, заскучавший г-н Карымов решил обратить взор обратно на родной город – по его словам, именно «здесь стало интересно». Заинтересовало его, в частности, и дело «Овощевода», он вышел на обманутых пайщиков и предложил им помощь. Ринат, по его словам, с историей мошенничества ознакомился весьма подробно, в том числе и на «месте происшествия» (его брат поучаствовал в выборах главы поселка Ключи, где расположено это тепличное хозяйство), решил, что права почти полутора тысяч человек действительно попраны, а само дело вполне выигрышно – и «впрягся». Большую часть дальнейшего омичи уже знают. После «засветки» во всевозможных местных СМИ и, главное, возбуждения-таки уголовного дела, которого так добивались пайщики, г-ну Карымову уже не нужны были дополнительные рекомендации, чтобы добавить к числу своих клиентов жильцов аварийных домов, не желающих переселяться в «Рябиновку», и работников аэропорта, воюющих с гендиректором Виктором Титаревым.

Pro et Contra

Вся карьера г-на Карымова насколько разно­образна, настолько и неоднозначна. Естественно, неоднозначны и оценки его нынешней деятельности. Порой высказываются диаметрально противоположные мнения, единственное, в чем сходится большинство: Карымов – не чисто идейный борец типа Виктора Корба или Сергея Костарева, деньги для него имеют значение. Несмотря на антиамериканский период в его общественной жизни, его часто сравнивают именно с «каноническим» образом американских юристов, живущих на деньги, заработанные в судебных спорах граждан с корпорациями (в комментариях под новостями с его участием на сайте БК55 вспоминают, например, Клея Картера из «Короля сделки» Джона Гришема и Эллиота Фримантла из «Аэропорта» Артура Хейли). Другие считают его эдаким Робин Гудом (по легенде англичанин) от юриспруденции. Скептики числят его балаболом и даже «фриком, которого используют некие политические силы», противники же чаще называют юриста обманщиком и безответственным типом.

Уставший от скандала вокруг «Рябиновки» мэр Вячеслав Двораковский, например, сравнивает Карымова с печально известным провокатором попом Гапоном. Застройщику этой самой «Рябиновки» Геннадию Фридману понравилось прочитанное, опять же, где-то в комментариях на БК55 сравнение нашего героя с легендарным крысоловом из Гамельна, уведшим под свою дудочку детей из города и погубившим их. Депутат Заксобрания Сергей Калинин назвал Карымова лжецом, заявив, что для того врать – привычное дело. Так совладелец «Сибагрохолдинга» отреагировал на наш пересказ слов Карымова о том, что он будто бы уже почти уладил проблему, договорившись с Калининым о выплатах пайщикам «Овощевода» до миллиона рублей в месяц на протяжении нескольких лет, но все испортила якобы вмешавшаяся Оксана Миронова – пресс-секретарь Голушко и глава его издательского холдинга «СМИ55», которая, по словам Карымова, «крутит своими работодателями, как хочет».
Сергей Бабурин признался, что за нынешней деятельностью своего бывшего протеже не следит, но высказал уверенность, что впустую бы тот тратить энергию не стал, если бы не было реальных проблем, болевых точек, на которые обычно нажимает Ринат, имеющий «чутье на проблемные вещи».

Нет единодушия даже в среде клиентов Карымова – пайщиков «Овощевода». Например, Анатолий Пермяков считает его болтуном. «По ушам проехал – вот и вся его работа, – сказал он «БК». – Обещал нам все вернуть, говорил – ­миллионерами будем,­ показывал на хозяйство – говорил, что это все наше, что нам причитается полтора миллиарда. И – ничего не делается. Бывает раз-два в месяц. Последний раз был 21 марта – собралось 190 человек, а он сказал: «Мне в суд надо», развернулся и уехал. На самом деле – на митинг по «Рябиновке». Я ему комнату выбил – он говорил, что там юрист будет сидеть, компьютер привезет: до сих пор ни компьютера, ни юриста. 29 июля будет уже два года, как он баламутит народ».

С другой стороны, Людмила Давыдова всем довольна: «Карымов – прекрасный юрист. Нам, кроме него, надеяться не на кого. Наша инициативная группа – 9 человек – ему помогает. Уверены, что дело он доведет до конца».

Сам герой нашего повествования, понятно, если бы и хотел сравнения с кем-то, то точно не с гамельнским крысоловом или Гапоном. В данный момент ему, например, ближе защитники конституционных прав – гонфалоньеры из «Истории Флоренции» Макиавелли, которую он сейчас читает. Из этой и ей подобных книг Ринат, по его словам, иногда черпает интересные идеи, методы и технологии.

За чей счет веселье?

Один из наиболее интересующих общественность вопросов – на что рассчитывает (в денежном выражении) и за счет чего живет сейчас г-н Карымов. По договоренности с пайщиками «Овощевода» основной куш он должен получить в случае решительного выигрыша – 15% от всей суммы компенсации. Пока же расходы каждого нанявшего Карымова пайщика ограничились полутысячей за доверенность и тремястами рублями непосредственно юристу (клиентов – около трех сотен). Две сотни клиентов по «Рябиновке» также заплатили по 500 рублей за доверенности и по тысяче рублей с договора Карымову.

Всего у него сейчас на руках около двух тысяч судебных доверенностей, причем среди них – и от клиентов побогаче, как, например два с лишним десятка владельцев особняков из Чукреевки, которым грозит снос. При этом делиться особо ни с кем Ринату не приходится – работает пока он, в основном, один.

Подозрения в «целевом финансировании» противниками его оппонентов Карымов отрицает: «А вы напрямую назовите этих противников?!». Однако некоторые наблюдатели считают, что основной доход ушлый юрист-пиарщик все-таки получает от политических конкурентов тех, ­против кого он борется. Звучат и обвинения в прямом шантаже, дескать, Карымов напрямую предлагает тем, против кого борется, заплатить и спать спокойно.

Что день грядущий нам готовит
В ближайших планах нашего героя – подать до 15 апреля десять исков по «Овощеводу», на этот раз виндикационных (о возврате имущества из чужого владения). Предыдущие 280 исков о возмещении ущерба остаются в подвешенном состоянии до завершения уголовного дела – нужно, чтобы следователи официально назвали фамилии виновных, которые и будут вписаны в исковые заявления. Также г-н Карымов подключается к коллективным тяжбам дольщиков ЖСК «Центральный-1» и омичей, сдавших за газификацию по 61-101 тыс. рублей председателю потребительского общества «Центрально-Восточное» Виктору Шевкуну, но газа пока так и не дождавшихся. По «Рябиновке» Ринат ждет с недели на неделю возбуждения уголовного дела против чиновников мэрии, а в перспективе – и против застройщика. В аэропортовском деле Карымов на данный момент уяснил, по его собственным словам, две вещи – Виктор Титарев не вор и к истории с провокационными листовками он не причастен (юрист говорит, что уже примерно знает от ФСБ, кто причастен, но сказать пока не может).

Поэтому Ринат пока намерен работать в рамках конфликтной комиссии без обострения отношений с решившим оставить Титарева собственником в лице облправительства («Губернатор – это государство, а с государством воевать не нужно, это я еще на юрфаке уяснил»). На обвинение в кардинальной смене позиции Карымов, во-первых, указывает, что 7 из 10 членов комиссии – противники Титарева, а во-вторых, говорит, что увидел – члены инициативной группы, в отличие от ситуаций с «Овощеводом» и «Рябиновкой», сами не готовы идти до конца.

В перспективе же г-н Карымов собирается поставить защиту граждан «на конвейер» – с неким солидным бизнесменом он планирует организовать социально-правовой центр, который будет заниматься подачей коллективных исков и акциями из числа инструментов «классической политики». Видимо, быть просто юристом, без сжигания чьих-нибудь чучел, ему по-прежнему скучно.

Мнение

Сергей Бабурин, бывший вице-спикер Государственной Думы:

«Да, я помню Рината Карымова. В конце 90-х он был одной из ярких фигур в Российском общенародном союзе. Уже тогда у него проступали способности человека инициативного и энергичного. Никакого конфликта при расставании у нас не было: я тогда перестал быть депутатом, поэтому даже не заметил его переход на сторону Полежаева. Помню и его Комитеты народного контроля – оценил тогда тонкость его политических технологий».

Справка

200 доверенностей  клиентов сейчас на руках у Карымова

1,5 млрд рублей пытается отсудить Карымов у «Сибагрохолдинга»

Олег Ледянский, Наталья Николаева

«Бизнес-курс» №13 от 15.04.2015 г.