Последние скандалы вокруг ОАО «Омский аэропорт» со всей очевидностью показывают - передача акций предприятия из федеральной в областную собственность была ошибкой областной администрации времен Полежаева. Удивительно, но нынешняя власть ничего не делает, чтобы хоть как-то ее исправить.
Напомню, некоторое время назад появилось письмо-обращение к президенту РФ от имени работников ОАО «Омский аэропорт», которое, очевидно, явилось следствием политики оптимизации, вынужденно проводимой нынешним генеральным директором предприятия Виктором Титаревым. Такую задачу ставит основной акционер ОАО, правительство Омской области, в силу разных причин, главная из которых, конечно же, финансовая, все знают аховое состояние областного бюджета.
А теперь на секунду представьте, что ОАО «Омский аэропорт» по-прежнему принадлежит Российской Федерации. Основной акционер, очевидно, будет ставить другие задачи, у него, в принципе, не сопоставимые с областными финансовые возможности. Сегодня очевидно, что передача акций из федеральной собственности в областную явилась пирровой победой тогдашнего губернатора Леонида Полежаева, ибо вместе с правами новый собственник получил и немалые обязанности, исполнять которые в условиях бюджетных ограничений все труднее и труднее.
С одной парадоксальной задачей, правда, у нынешней областной власти получается справляться хорошо – это игнорировать федеральные деньги на реконструкцию аэропорта. Чуть более года назад я на страницах «БК» недоумевал – по какой причине Омская область не участвует в федеральной целевой программе (ФЦП) Минтранса РФ в части реконструкции аэродромного комплекса? Этот же вопрос поднимали настойчиво в свою бытность Круглов и Берман, этот же вопрос пока довольно робко, но поднимается почти в каждом интервью и Виктором Титаревым.
В чем суть ФЦП? Российская Федерация продолжает владеть аэродромным комплексом аэропорта «Омск-Центральный». Омской области не принадлежат ни взлетная полоса (ВПП), ни рулежные дорожки, ни перроны. Поэтому государство готово финансировать ремонт и реконструкцию этих объектов за свой счет. Готово давно, и также давно предусматривалось провести эти работы. Однако этому благому делу все время мешали областные чиновники, говоря, мол, зачем тут, в «Омск-Центральном», что-то делать, если мы завтра с «Омск-Федоровки» полетим?
В результате эту заезженную «пластинку» продолжают «играть» до сих пор. Уже потрачены 200 млн рублей на строительство за областной счет нового перрона для самолетов. Недостаточная длина ВПП не позволяет принимать некоторые типы воздушных судов. На старый перрон самолеты вынуждены буксироваться. Все это вкупе оборачивается финансовыми потерями для ОАО «Омский аэропорт» и недополученной прибылью. Ситуация напоминает театр абсурда, когда основной акционер ОАО, получается, не заинтересован, чтобы его предприятие больше зарабатывало.
В редакции имеются официальные ответы от министра транспорта и главы «Росавиации». Из них следует, что аэродромный комплекс «Омск-Центральный» по-прежнему числится в ФЦП «Развитие транспортный системы России (2010-2020 гг.)». В соответствии с ней на реконструкцию объектов «Омск-Центрального» государство предусматривает 2 млрд 213 млн рублей. Из них в 2016 году – 154 млн – проектирование, 1,76 млрд – в 2018 году, 299 млн – в 2019 году – реконструкция.
За эти деньги будет разработана проектно-сметная документация, проведена реконструкция ВПП, мест стоянки воздушных судов (перронов), внутриаэродромных дорог, очистных сооружений, патрульной дороги, аварийно-спасательной станции. Все это, напоминаю, будет реконструировано и отремонтировано за федеральный счет! Но только в том случае, если Омская область возьмет эти деньги. Однако в региональной целевой программе до 2020 года «Омск-Центрального» нет. 2 млрд рублей нищей Омской области оказались не нужны.
Я еще раз призываю Виктора Назарова – «Омск-Центральный» нужно обязательно реконструировать на федеральные деньги. Сделать из старого аэропорта конфетку, что позволит Омской области как собственнику аэропорта увеличить все показатели, уменьшить число взлетов-посадок над городом, начать принимать новые типы самолетов. Параллельно никто не мешает искать «инвесторов» на стройку «Омск-Федоровки». Их уже и так 25 лет ищут. В противном случае это может быть расценено как предательство интересов омичей, например, ради непонятных «интересантов» земель «Омск-Центрального».
«Бизнес-курс» №13 от 15.04.2015 г.