В начале этого года заработал ­мясоперерабатывающий завод «Омский», в реконструкцию которого его новый владелец - строитель Алексей Шемберко - вложил 1,5 млн евро собственных средств. О том, почему не ­побоялся осваивать новое направление бизнеса в ­непростых экономических условиях и как удалось получить поддержку региональных властей, ­предприниматель рассказал в интервью «БК».

– Как к вам пришла идея наряду со строительным бизнесом начать развивать новое направление – пищевую промышленность?
– Идея была простая – диверсификация бизнеса, потому что строительная отрасль нестабильна и за последнее время подвергалась кризису не один раз. Кроме того, мне как владельцу строительной компании «Трестстрой-2000» было абсолютно понятно, как провести реконструкцию. Несмотря на то что завод работает уже третий месяц, она еще не закончена. На сегодня проектная мощность ­предприятия составляет порядка 250 тонн в месяц. К концу года мы планируем выйти на 500 тонн в месяц. Трудно сказать, какая сумма еще потребуется, потому что 1,5 млн евро было потрачено еще по старому курсу. По моим приблизительным подсчетам речь идет о 500-550 тысячах евро, которые пойдут на строительство цеха упаковки и приобретение линии по упаковке продукта. Это ближайшие вложения, потому что сегодня покупатель хочет видеть хорошую упаковку. Безусловно, качество продукта очень важно, но без упаковки его сложно сохранить – мясной деликатес «живет» без упаковки всего пять-семь дней.

– Почему вы не побоялись запускать завод в нынешней ­непростой экономической ситуации, когда некоторые предприятия приостановили свою работу или вовсе закрылись?
– Как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Реконструкция предприятия началась в августе 2014 года, когда уже действовали санкции. Но мы успели закупить оборудование по старому курсу. Правда пока оно обновилось лишь частично. Часть оборудования, приобретенного с предприятием, мы просто отремонтировали, несколько единиц списали в металлолом.

– Сколько человек работает на заводе?
– Вместе с торговым отделом у нас работают 47 человек. А вообще, штат планируем расширить до 150-200 человек. У нас заключен договор с омским мясо-молочным техникумом. Мы берем на практику студентов с последующим трудоустройством. Зарплата начинается от 15 тысяч рублей. В среднем по заводу она составляет 20-25 тысяч. Учитывая, что многие предприятия в этой отрасли закрываются, у нас в регионе студентам будет трудно найти работу по специальности. А сам техникум не помогает в трудоустройстве выпускникам.

 

Цех готовой продукции

– Что представляет из себя предприятие сегодня?
– За период реконструкции были учтены все замечания, внедрена система контроля качества ХАССП, вся продукция сертифицирована по декларации таможенного со­юза по качеству. Сегодня наш завод развивается, растет клиентская база, активно работаем с поставщиками сырья. Мы поставляем свою продукцию в Новосибирск и Екатеринбург, она реализуется в федеральных сетях. В Омске продукцию ТМ «МПЗ «Омский» можно купить на всех рынках города и в фирменных торговых точках. В перспективе – строительство мини-магазинов. Региональный минсельхоз уже готов помочь нам с выделением земельных участков. Эта работа довольно капиталоемкая, поэтому пока мы открываем свои фирменные торговые точки в мини-рынках. Сегодня их восемь, но к концу лета мы планируем довести их количество до 20.

– Как вам, бизнесмену, удалось привлечь внимание минсельхоза? Тем более что предприятие работает всего третий месяц.
– До того как обратиться за помощью, мы решили, что сначала нужно что-то сделать самим. Мы сделали ставку на продукты повышенного спроса, поэтому сардельки и шпикачки поступают в продажу без торговой наценки, по себестоимости. Видимо, это и заинтересовало. Минсельхоз обещает включить нас в программу по софинансированию процентной ставки по кредитам. В настоящее время с банком ВТБ24 ведутся переговоры по кредитованию.

– Чем будете завоевывать покупателя? Может быть, уникальными продуктами, которых нет у ваших многочисленных конкурентов?
– Как бы это грустно ни звучало, но по финансовому благосостоянию населения Омск – это не тот регион, где можно было бы внедрять какие-то изысканные продукты премиум-класса. Поэтому мы выбрали путь – доступный продукт максимально высокого качества. У нашей компании даже есть свой лозунг: «Вкусно, как в детстве».

– Несмотря на такой позитивный настрой, наверняка у вас есть и проблемы?
– К сожалению, не без этого. Одна из них – стоимость сырья, цена на которое несколько раз меняется в течение месяца. Сегодня очень мало поставщиков, которые могут подтверждать и отдавать нам достаточно стабильные объемы сырья: свинины и тем более говядины. С выходом на более-менее нормальный объем производства мы смогли заключить достаточно ­твердые контракты на поставку сырья, что позволяет нам удерживать цену без изменения. Закупаем мясо не только омских производителей, но и из Башкирии, Челябинской и Новосибирской областей. Ведем переговоры о поставках из Алтайского края.

Еще одна проблема – выход в местные торговые сети. Для того чтобы занять свое место на полке, нужны большие оборотные средства. Сегодня любая торговая сеть просит отсрочку платежа за поставленную продукцию от 30 до 60 дней. Например, мы входим в большую сеть, и начинаются поставки от 50 тонн продукции в месяц. Если мы говорим о средней цене в рай­оне 250-300 рублей, то на месяц у нас «зависнет» больше 10 млн рублей. Пройдет еще один месяц, и только потом начнется оплата. Получается, что порядка 20-25 млн рублей нужно заморозить, а для нас сегодня это неактуально. Нам гораздо интереснее ­развивать ­фирменную торговлю. Кроме того, если мы отдаем свой продукт в сеть, то любой ритейлер имеет свою торговую накрутку, которая составляет от 20 до 30%. У федеральных сетей, с которыми сотрудничаем сегодня, отсрочка платежа всего 14 дней. Сегодня ведутся переговоры с ритейлерами, и я думаю, что в ближайшее время наша продукция появится в омских торговых сетях.

– Вы говорили об иногородних поставщиках. А почему не работаете с местными?
– Мы закупаем мясо у омских поставщиков, КФХ, но, к сожалению, они не могут обеспечить нужный нам объем. На предприятии используется только охлажденное сырье, и в этом есть экономическая составляющая. Любое замороженное сырье при дефростации теряет до 10% веса. Соответственно, входящая цена сырья, которое пошло в производство, повышается: купил тонну – получил 900 кг. А значит, себестоимость продукта увеличилась сразу на 10 процентов. Поэтому должна быть четко выстроена логистика, и это одно из требований к поставщику охлажденного сырья. Поставщики из других областей сами привозят нам сырье, и у нас таких проблем не возникает.

– Поделитесь планами на будущее.
– Сегодня наше предприятие уже работает с прибылью. Планируется дальнейшая реконструкция в части оборудования, будем осваивать соседние участки и строить дополнительные площади, планируется расширение термического отделения и строительство второго цеха по производству колбас. Естественно, планируем запустить рекламную кампанию. Но сначала нужно открыть определенное количество фирменных точек. Потому что нет смысла рекламировать продукт, который пока еще с трудом можно найти на полках омских магазинов.

Цех готовой продукции

Справка

История предприятия начинается в 1964 году. Тогда оно располагалось на территории базы Омского областного союза потребительских обществ. В 2000 году было приватизировано и работало под вывеской ООО «Регион-продукт». В декабре 2013 года предприятие переименовали в ООО «Мясоперерабатывающий завод «Омский». Именно под этим брендом в июле прошлого года его и приобрел бизнесмен Алексей Шемберко. На модернизацию и реконструкцию понадобилось всего пять месяцев. Выпуск первой партии продукции МПЗ «Омский» произошел в середине января.

53 вида колбасных изделий
выпускает МПЗ «Омский» сегодня. После запуска второго колбасного цеха ассортимент планируется расширить до 200 наименований.

47 человек
составляют сегодня штат предприятия. Планируется расширение до 150-200 человек.

8 фирменных точек
МПЗ «Омский» работает на омских мини-рынках. К осени владелец планирует довести их количество до 20.

Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте БК55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

Текст: Марина Мисявичене. Фото: Ирина Губарева

«Бизнес-курс» №12 от 8.04.2015 г.