В российской космической отрасли грядут серьезные перемены. Все началось в январе этого года, когда российские власти приняли решение о реструктуризации космических ведомств и космической промышленности. Россию называют космической сверхдержавой, однако в последние годы потери ракет и космических аппаратов в результате технологических недоработок или простых ошибок стали вызывать тревогу по поводу будущего российской космической программы.

В 2012 году руководитель Федерального космического агентства (ФКА) Владимир Поповкин предложил смелый проект: объединить Федеральное космическое агентство и производителей ракет, а также спутников, сделав из них одно государственное предприятие.

Объединение федерального агентства и частных предприятий, а также их превращение в государственную компанию кажется абсурдной идеей, однако в России уже есть такой опыт. Подобным государственным предприятием является Росатом, который объединил министерство атомной энергетики и компании, связанные с атомной промышленностью.

Являясь частью госсектора, Росатом пользуется средствами федерального бюджета. Он определяет меры, связанные с атомной энергетикой, осуществляет контроль над отраслью, а также выдает соответствующие разрешения. При этом Росатом может строить атомные электростанции и управлять ими при помощи компаний, которые находятся под его крылом. Кроме того, в зону его ответственности входит экспорт атомных технологий.

Цель Поповкина состояла в создании подобной корпорации.

Кто такой Поповкин
Поповкин был выходцем из военно-космических сил. Он руководил военно-космической базой Плесецк, а также военно-космическими войсками. Перед тем как стать главой ФКА, он работал первым заместителем министра обороны и провел на этом посту реформу системы войскового обеспечения. Власти надеялись, что он сможет применить свой талант и в космической отрасли, в которой неприятности следовали одна за другой. Результатом этого назначения и стало его предложение о создании корпорации, подобной Росатому.

Президент Владимир Путин дал этой идее зеленый свет. Проект должен был осуществиться уже в 2013 году, однако в дело вмешался премьер-министр Дмитрий Медведев. Несмотря на то что точные причины неизвестны, предполагается, что против выступила космическая промышленность, представители которой опасались потерять в результате реформы свои доходы.

Поповкин и дальше продолжил продвигать свою идею, однако, так и не получив разрешения, заболел и был вынужден покинуть свой пост. В прошлом году он скончался.

По информации ФКА, во время аварии ракеты «Протон-М» в 2012 году Поповкин первым отправился на место крушения, даже не надев защитный костюм. В результате он отравился парами ракетного топлива, его здоровью был нанесен серьезный ущерб. Этот эпизод говорит о том, что он был очень ответственным человеком.

Остапенко vs Комаров
Между тем проблемы российской космической отрасли были действительно очень глубокими: упал уровень исследовательских проектов, сократились производственные возможности. В 2013 году был принят план реструктуризации космической отрасли, который полностью отличался от предложения Поповкина.

Он состоял в том, чтобы объединить космическую промышленность и различные ведомства под крылом государственной компании под названием Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК). В функции ФКА входили только планирование и контроль.

Очевидно, что этот план предложили представители космической промышленности в противовес идее ФКА об объединении космических предприятий. Однако и эта система сразу же потерпела неудачу. Дело в том, что между руководителем ФКА Олегом Остапенко, который стал преемником Поповкина, и главой Объединенной ракетно-космической корпорации Игорем Комаровым возникли серьезные противоречия.

Одно из них заключалось в вопросе о том, в чьих руках находится право руководить кадрами. Остапенко требовал, чтобы при назначении директоров предприятий Объединенная ракетно-космическая корпорация получала разрешение ФКА. Комаров же выступал против этого. В конце концов победу одержал Комаров. Остапенко был вынужден признать свое поражение, заявив, что ФКА никак не будет влиять на кадры ОРКК.

Другим камнем преткновения стал вопрос о курсе развития космической отрасли. Бывший военный Остапенко проявлял серьезный интерес к космическим исследованиям. Он продвигал идею создания космической станции, которая, по сравнению с МКС, будет находиться на более широкой орбите. Кроме того, Остапенко интересовался проектами исследования Луны, создания новых космических кораблей, а также планом исследования Марса.

Комаров же, который был выходцем из банковской сферы и проявил свои таланты при перестройке АвтоВАЗа в качестве директора предприятия, негативно относился к подобным масштабным проектам. Он отдавал предпочтение более практичным идеям. Можно сказать, что военный-романтик и практичный предприниматель абсолютно не подходили друг другу.

Создание государственной корпорации Роскосмос
Долгому противостоянию вокруг реформ космических ведомств и предприятий положило конец январское решение, о котором я сказал в начале статьи. Оно было как гром среди ясного неба, руководство ФКА ничего не знало о нем.

Ядром корпорации стали ФКА и ОРКК. Эти две организации были объединены в государственную корпорацию Роскосмос. Предполагается, что, подобно Росатому, госкорпорация Роскосмос получит мощные административные права и контроль над космическими предприятиями. Таким образом, осуществилась идея Поповкина. При этом руководителем корпорации был назначен Игорь Комаров. Иными словами, Федеральное космическое агентство, которое продвигало идею Поповкина, лишилось своего главенства при определении кадров.

То есть было принято компромиссное решение: были учтены интересы ФКА, но при этом управление было доверено представителям промышленности. Возможно, чтобы устранить все противоречия, участие в решении этого вопрос принимал лично президент Путин.

Будущее Роскосмоса
Как я упомянул ранее, Комаров — это человек, который пришел из финансового и автомобильного секторов. Он не представляет интересы космической промышленности.

Комаров отказался от проекта создания крупномасштабного ракетоносителя, который продвигал Остапенко. Он выбрал план модернизации ракеты «Ангара». Кроме того, Комаров намерен радикально реформировать космическую промышленность. Также он планирует сократить штат руководства Роскосмоса, отдавая предпочтение более практичным космическим разработкам, которые будут приносить большую прибыль. Он заявил о намерении сократить число запусков спутников.

Цель Комарова состоит в том, чтобы за счет предоставления полномочий на местах создать такую организацию, при которой важные решения будут приниматься максимально быстро.

В первую очередь он занялся сменой управленцев космических предприятий, которые вошли в состав Роскосмоса, а также модернизацией их подхода к работе. В марте Комаров провел в Сбербанке семинар для руководства космической отрасли. О современных технологиях управления руководству новой компании рассказали главы Сбербанка и российского представительства Boeing.

Более того, глава космической корпорации намерен заниматься постоянным повышением квалификации руководства Роскосмоса. Его идея состоит в том, что, для того чтобы избавиться от лишнего веса, который накопился в советские времена, в первую очередь необходимо изменить образ мыслей.

Тем не менее не так-то просто реформировать космическую отрасль, которая характеризуется длинной историей и собственной культурой. По всей видимости, ему предстоит столкнуться с жестким отпором со стороны чиновников, как это было в случае с Поповкиным.

Министр обороны Анатолий Сердюков, который впервые со времен СССР попытался реформировать военную промышленность, также столкнулся с сопротивлением, в результате чего ему пришлось отказаться от своей идеи. Об этом я подробно рассказывал в своих предыдущих статьях.

В связи с этим, по всей видимости, все зависит от способностей Комарова.

Перспективы международного сотрудничества в космической сфере
Также интересны перспективы международного сотрудничества России, которая в результате украинского кризиса оказывается во все большей изоляции.

В прошлом году вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий космическую промышленность, заявил о том, что в 2020 году Россия прекратит участие в проекте МКС. Эти слова шокировали представителей зарубежных космических агентств. Возможно, это был всего лишь спектакль, поскольку Рогозин, являющийся представителем России при НАТО, известен своими радикальными высказываниями.

После этого научно-технологический совет Роскосмоса, который был создан Комаровым, заявил о том, что Россия продолжит участие в проекте МКС до 2024 года. Более того, в марте было достигнуто соглашение с США о строительстве новой международной космической станции. При этом российская сторона заявила о том, что в проекте новой МКС должны участвовать и другие страны. Россия давно призывает к строительству новой космической станции совместно с Китаем, Индией и Бразилией, которые входят в БРИКС. Тем не менее вопрос состоит в том, одобрят ли США участие в проекте Китая.

Предполагается, что Россия официально представит этот проект в ходе саммита БРИКС, который пройдет в июле этого года в Уфе. По всей видимости, он привлечет не меньше внимания, чем перспективы Роскосмоса.

Ю Коидзуми