По существующему законодательству застройщики должны проходить аудиторскую проверку, гарантирующую их надежность и прозрачность. Однако этот закон в Омске не работает. С учетом кризиса в ближайшее время огромное количество дольщиков может остаться ни с чем. Несмотря на это, омские власти продолжают бездействовать и делают вид, что ничего не происходит.
Подобная проблема была и во время кризиса 2008 года, просто сейчас она усугубилась нынешней непростой экономической ситуацией в стране. Тогда не было такой большой закредитованности застройщиков и населения. Да и количество домов, которые возводятся сейчас, на порядок выше, чем в 2008-2009 годах. Местные власти сделали бюджетные вливания в размере 107 млн рублей в достройку проблемных объектов. Поэтому ситуация кризиса 2008 года была более-менее нейтрализована. Сейчас бюджетных денег нет, рубль в два раза обесценился из-за роста курса доллара, а процентные ставки по кредиту выросли. Таким образом, застройщики обеднели на квартирах в четыре раза. А значит, падение строительства будет не постепенным и выровненным, а резким и стремительным. В ближайшее время стоит ожидать значительного ухудшения ситуации. Во-первых, дольщики останутся ни с чем. Во-вторых, проблема в том, что есть Федеральный закон от 30.12.2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», который обязывает застройщиков проводить аудиторскую проверку. Я как человек, который возглавляет Комитет по аудиту Омской торгово-промышленной палаты, как директор аудиторской компании, которая 20 лет работает на рынке, могу с уверенностью сказать, что в Омской области в прохождении аудиторской проверки не заинтересован ни один застройщик, потому что у нас нет органа, который требовал бы этот документ. Хотя в других регионах это работает. Например, в Москве правительство работает с застройщиками и требует от них качества и гарантии того, что объект будет построен.
Застройщики нашли законодательно существующие способы, как обойти влияние того самого закона, который и так не работал. Многие создают жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) на базе своих компаний. Получается, что люди приносят деньги якобы в строительную компанию, но на самом деле они отдают их в ЖСК, тем физическим лицам, которые его создали. Когда ЖСК становится проблемным, они опять же на базе своей строительной компании создают еще один и опять начинают собирать деньги. А люди даже не могут этого понять и хоть как-то отследить. Примечательно, что в лапы недобросовестных строителей попадают не только обычные омичи, но и довольно обеспеченные граждане. Ведь, например, квартиры в элитном ЖК «Золотые купола» площадью 200-500 квадратов покупали не учителя и врачи, а бизнесмены. Если уж они не в курсе, то откуда может знать об этом простое население, которое вкладывает в жилье последние деньги?
Собственник строительной компании уже давным-давно разыскивается Интерполом (речь о скандально известном Владимире Дрокине – прим. ред.), однако эта хорошо разработанная схема кидания людей продолжает действовать. Бывает даже и так: и сделка чистая, и квартиру продали нормально, и фирма существует. Но где гарантия того, что она достроит этот дом? Именно для этого и был издан Федеральный закон 2004 года, согласно которому гарантию должны давать аудиторы. Причем это международная практика, поскольку за границей очень развито ипотечное кредитование. Там аудиторы являются независимым звеном между застройщиком и покупателем. Люди никогда не вложат деньги, пока не получат аудиторское заключение на руки. А поскольку у нас с застройщика никто не требует аудиторское заключение, то ему это и неинтересно.
Чтобы обойти закон, некоторые застройщики пошли еще дальше и создали так называемых «карманных» аудиторов, которые выдадут любое заключение. Покупатель увидит его, будет уверен, что с застройщиком все в порядке, и принесет свои деньги. Но ведь это не так! Если у дольщика возникли проблемы с достройкой дома при наличии у застройщика аудиторского заключения, то он имеет право проверить его качество, обратившись в СРО аудиторов, Росфиннадзор или страховую компанию. Судебных и уголовных дел по застройщикам уже очень много и их количество продолжает расти. Ведь это кормушка: приди и воруй. Сложно же устоять, когда тебе несут и несут деньги, поэтому уже становится неважно – достроишь/не достроишь.
Я пришла к замминистра строительства и ЖКК Омской области Юрию Ерехинскому и сказала, что грамотные аудиторы готовы бесплатно им помогать, предложила затребовать у застройщиков аудиторские заключения и разместить их на официальном сайте минстроя, чтобы люди имели информацию для принятия решения. Он мне ответил буквально следующее: «Ой, а вдруг нас еще обвинят в коррупции?». По закону аудиторы должны выявлять коррупцию, легализацию, отмывание денежных средств, а он сидит и говорит: а вдруг его обвинят в коррупции из-за того, что он с аудиторами поработает. На том и разошлись. Поэтому у нас ничего и не работает.
Примечательно, что застройщик, не имеющий аудиторского заключения, не несет никакого наказания. Это проблема нашего законодательства, касающегося состояния аудита в стране. В законе 2004 года прописано, что застройщик должен предоставить аудиторское заключение всем заинтересованным пользователям: государству, налоговой, физлицу как дольщику. Но если вы попросите его это сделать, то он вам его не предоставляет и не несет за это никакой ответственности. Поэтому вы только можете принять для себя решение не отдавать деньги этому застройщику в качестве дольщика и поискать другого, более надежного. Я уже 20 лет работаю в сфере аудита, и только в этом году в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому любая организация, подлежащая обязательному аудиту, должна будет заплатить штраф в размере 700 тысяч рублей за неполучение аудиторского заключения. Но, если честно, я не уверена, что он будет принят.
Недостроенный ЖК «Золотые купола»
«Бизнес-курс» №11 от 1.04.2015 г.