Не первый месяц длится интрига вокруг крупнейшего муниципального актива - ОАО «Омск­электро». Предприятие накопило миллиардный долг перед «МРСК Сибири», из-за чего стало крайне уязвимым, и город вот-вот потеряет контроль над важнейшим объектом. Губернатор поручил выявить лиц, виновных в доведении предприятия до такого плачевного состояния, над тем, как спасти его, размышляют лучшие умы города.

Юрий Федотов, депутат Горсовета:
– Виноваты те, кто три года молча смотрел на перекос в формировании ­тарифов и доводил предприятие до формирования этого огромного убытка. Почему молчали те люди, которые стояли в тот момент у руля – вот большой вопрос. Поэтому-то я в свое время вышел из совета директоров – потому что ситуация никак не разрешалась. Сейчас прогноз на развитие событий плохой. Поможет делу либо частичная продажа предприятия, либо наличие хотя бы плохого плана – это в любом случае лучше, чем его полное отсутствие.

Петр Ореховский, главный научный сотрудник Института экономики РАН:
– Виноваты все: хозяйствующие субъекты, городские депутаты, мэрия, областная и федеральная власть. Депутаты и мэрия лоббируют интересы бизнес-структур и не могут договориться о прозрачности и подотчетности «Омскэлектро». Областная власть вместе с РЭК не может навести порядок в тарифах и расчетах. Хозяйственные субъекты вместе с ­менеджментом «Омскэлектро» куда-то увели массу активов и оставили городу долги. Федеральная власть своими реформами создала условия для деятельности посредников, воровства на рынке энергии, тепла и воды, так что после реформы РАО ЕЭС тарифы на электроэнергию выросли в 4 раза. В 2013-м РФ установила антирекорд: у нас была самая дорогая электроэнергия: дороже чем в ЕС, Белоруссии, Украине, Казахстане... Омская ситуация не исключение, а правило, такое положение сложилось во многих городах-столицах субъектов РФ, самый известный и самый скандальный случай – это Владивосток. В краткосрочном плане нужно нанять независимых аудиторов и привлечь Генеральную прокуратуру (городская и областная, если бы хотели и могли, давно бы уже вмешались) для раскрытия схемы увода активов и построения прозрачной организации расчетов. В долгосрочном плане – признать, что реформа РАО ЕЭС была не­удачной, и начать постепенную централизацию рынка электроэнергии. Иначе – какое бы решение по «Омск­электро» ни принял наш замечательный Горсовет – тарифы для омичей будут только расти, а город терять привлекательность. Уже в Западной Сибири в Омской области почти самая дорогая электроэнергия, хуже только в Алтайском крае.

Сергей Калинин, депутат ЗСОО:
– «Омскэлектро» подвели несправедливо сформированные тарифы. Половина ответственности лежит на РЭК, которая с этим не разобралась, а вторая половина – на администрации, которая за этим не проследила. Ситуацию могла бы спасти ­приватизация предприятия и поиск инвестора. Сейчас это не поздно сделать, и я удивлен, что такое решение не было реализовано раньше.

Вадим Чеченко, министр экономики Омской области:
– «Омскэлектро» – один из активов, от существования которого сильно зависит наш город и его граждане. Ситуация, конечно, очень непростая, учитывая большую задолженность перед МРСК. Но успокаивает то, что губернатор взял ситуацию под свой личный контроль. Виктор Иванович озвучил позицию, она мне кажется очень конструктивной и правильной. Варианты судьбы предприятия сейчас обсуждает специально созданная рабочая группа, и я убежден, что оптимальное решение будет найдено.

Ян Зелинский, депутат Госдумы от фракции ЛДПР:
– Виноваты действующие власти – как региональные, которые лоббируют интересы красноярской МРСК, так и городские, которые знали об этой ситуации и бездействовали. В данной ситуации главное – желание региональных и городских властей оставить «Омскэлектро» в муниципальной собственности. Вый­ти из этой ситуации можно. Но если вдруг красноярская МРСК «упрется рогами в землю», то надо выходить на федеральный уровень. Тем более что подобные примеры в России уже были. Мне лично пришлось написать письма Медведеву и Путину. Но почему этого до сих пор не сделал Виктор Назаров, у которого имеются все полномочия?

Виктор Жарков, депутат ЗСОО:
– Безусловно, в этом виновато прежнее руководство города. Я считаю, что нужно оздоравливать предприятие и оставлять его городу. Как это сделать? Для начала нужно разобраться с его имуществом. Насколько мне ­известно, там до сих пор еще много вопросов. Раньше же «Омскэлектро» было муниципальным, поэтому нужно к этому вернуться, от этого оттолкнуться и начать работу. А предприятие в принципе не может быть убыточным и может закрыть все свои долги.

Юрий Глебов, почетный гражданин Омска:
– Мне сложно это комментировать, поскольку я не знаю всех деталей. Только могу сказать, что идет настоящая экономическая борьба: одни хотят – другие не хотят. Если разобраться с экономикой, то «Омскэлектро» отнюдь не банкрот. Еще Виктор Шрейдер заявлял, что у предприятия есть свои фонды, которые спокойно могут покрыть эти долги.

Вадим Морозов, депутат ЗСОО, глава Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства:
– В любом случае такие активы надо оставлять в собственности региона или муниципалитета. Надо не просто назначать крайних, а проводить серьезную профессиональную ревизию, в этом плане я поддерживаю инициативу Виктора Ивановича, чтобы с помощью правоохранительных органов разобраться в уровне компетенций тех работников и директоров, которые трудились на предприятии. У нас как-то так странно складывается всегда, что эффективность регионального или муниципального актива ниже рыночной, хотя зарплаты выше, и топ-менеджмент заявляется профессионально подготовленный. А результаты почему-то плачевные.
 

Олег Денисенко, депутат Госдумы от Омской области:
– Я направил запрос генпрокурору РФ Юрию Чайке, в котором изложил все свои вопросы по поводу работы «Омскэлектро». Как только получу ответ, поделюсь информацией, а пока не буду делать предположений.

«Бизнес-курс» №11 от 1.04.2015 г.