«Физики не будет!» - Ура! Так кричат ученики, когда вдруг отменяют урок по какой-либо причине. А как они будут ликовать, если им объявят, что уроков физики теперь у них не будет никогда?!
Вот просто вообще не будет. А не сойдут ли они с ума от радости, если им скажут, что не будет также математики и химии? Скажете - бред сумасшедшего? Или фантазии-мечты лентяядвоечника? А вот и нет.
В Финляндии именно так и решили сделать. Эти дисциплины не будут преподаваться вообще как последовательные курсы, как система знаний об этих отраслях науки. Вместо сквозных уроков по математике, физики и химии будут изучаться темы, т.е. какие-то жизненные ситуации, в которых могут понадобиться чисто конкретные знания из этих наук, но исключительно в практическом смысле слова. Никаких «лишних», абстрактных знаний. Только то, что может реально понадобиться в жизни. Зачем нужно долго и нудно изучать движение электронов по проводам, работу электрогенераторов и закон Ома, если достаточно уметь пользоваться электронными и электрическими приборами и не браться за оголенные провода. Ну а уж химические законы – они вообще же на 90% в жизни «не пригождаются». Что же касается математики, то тут в век калькуляторов вообще смешно даже таблицу умножения зубрить, я уж не говорю о синусах, косинусах и прочих параллелепипедах с тригонометриями.
Вот примерно так рассуждают в Европе, а в Финляндии уже приступили к подготовке данной реформы образования, так как эта страна давно считается самой передовой в Евросоюзе в сфере просвещения. Такую реформу уже и реформой назвать трудно, поэтому ее справедливо называют «революционной». Да – это уже революция. Она затронет и другие науки и формы преподавания. Скажем, не будет отдельных уроков географии и истории, а будет тема – «Евросоюз», при изучении которой будут привлекать информацию из истории, экономики, географии, литературы и языкознания.
«Сейчас нам нужно просвещение разного уровня, чтобы мы могли подготовить людей к работе в жизни», — сказал один из авторов реформы — «Молодые люди пользуются продвинутыми компьютерами. Раньше в банках работало много банковских служащих, которые постоянно считали, но сейчас все кардинально изменилось. Мы должны осуществить изменения в системе образования, которые нужны индустрии и современному обществу».
Новая система также будет поощрять решение интерактивных проблем или сотрудничество в небольших группах, чтобы помочь развить навыки, необходимые для карьеры.
Таким образом, Европа продолжает нас удивлять. Хотя спор о направлениях реформы образования идет уже не первое десятилетие. Нужны ли людям «лишние» знания? А может, познание логики науки, любой дисциплины и помогает выработке у учащегося необходимых данных, чтобы быть креативной личностью, чтобы подходить к незнакомым явлениям как исследователь. Может быть изучение многих «лишних» непрактичных дисциплин и есть тот тренажер, на котором и наращиваются мускулы мозгов? А если свести все образование только к предоставлению минимума необходимых для жизни сведений, то не получим ли мы армию исполнителей, лишенных способностей творчески подходить к проблемам?
Александр Минжуренко