Майкл Джексон - совсем как живой. Кажется, сейчас пройдется своей лунной походкой… по торту, на котором изображен. Фирменной походкой на фирменном торте, изготовленном в кондитерской «СъешКа», что находится в районном поселке Саргатское.

  

Съесть хочется и торт с Джексоном, и все 62 вида продукции, которые производит небольшое, но мобильное предприятие. Его мобильность – в умении развиваться, увеличивая ассортимент. Придумывая новое, вспоминая старое. Булочки, пирожные, печенье, торты, пирожки. Хлеб всегда с пылу с жару. Его здесь стряпают простым дедовским методом – на опаре, в составе только дрожжи, мука и соль. Может, оттого он такой высокий и воздушный. А бельгийскую лодочку – пирожок с начинкой, в которой крабовые палочки, чесночный соус и специальный набор приправ – подглядели в кондитерской другого города, но, конечно, добавили свой секретный ингредиент, чтобы стала она еще лучше.

Местные, привыкшие к разнообразию, при входе сразу спрашивают:
– Что новенького есть?

Собственно, и сама кондитерская не старенькая, всего-то три года как существует. Хозяйке всего этого великолепия – бизнесмену Наталье Абрамовой – бизнес сладким не кажется. Кондитер с двадцатилетним стажем работы, попав под сокращение, оказалась на бирже. Огромная кулинария, носящая гордое название «Альтаир», существовавшая с советских времен, обанкротилась. Как и почему, никто не объяснял, продукцию народ вроде покупал. Встала Наталья перед выбором: осваивать новую профессию или совершенствоваться в старой. Причем самостоятельно, открыв свое дело. Решила рискнуть. С бизнес-планом помогли, но в гранте отказали. Почти два года потребовалось, чтобы получить помощь государства, без которой бы ничего не вышло: 200 тысяч рублей Омского регионального фонда развития предпринимательства и 75 тысяч от администрации района помогли приобрести самое необходимое – тестораскаточную и взбивальную машины, тестомес, жарочную печь.
– Своих денег катастрофически не хватало даже на самое необходимое, хоть и помогала вся родня. Но верила, надо было доводить дело до конца, точнее до начала работы, – рассказывает Наталья. – А там, глядишь, товарооборот будет, думала.

Помещение под кондитерскую строили семьей с поддержкой Сбербанка, который выделил потребительский кредит на это дело, сам того не ведая. Муж – строитель, проектировщик, сварщик, сантехник, дворник. В условиях строжайшей экономии кондитерская получилась с приставкой «мини». Самое большое помещение – цех квадратов в 20. Магазинчик же, который к нему прилегает, – исключительно для худых и стройных, в категорию которых я не попадаю, потому двигаюсь по «СъешКе» бочком.

Поначалу управлялась на своем предприятии Наталья Алексеевна все больше одна. Очень уж с людьми трудно. При достаточном количестве безработных в районе трудно найти человека, способного начать рабочий день в 6 часов утра, чтобы завести тесто, и закончить в 6 вечера очередным шедевром кондитерского искусства, на котором написан фрагмент мультика или портрет.
 – Именно написан, – смеется мастерица. – Мы же почти художники. Правда, самоучки. А вот сын у меня, Андрей, учитель физической культуры в школе, художку закончил, как знал, что матери помощь нужна будет. Когда трудно, всегда к нему обращаемся. Он нам трафареты готовит. Вот и Майкла Джексона помог воплотить в бисквите и креме. Повезло мне с семьей – это моя поддержка.

Кондитеров в цех сумела найти хороших, без образования, но с желанием, а это главное – на­учились друг от друга, работаем. Торгую сама.

Дочь Анастасия искусна в других науках – точных. Без ее помощи Наталье Алексеевне не справиться. Отчеты, налоги, зарплата – как обычному человеку, не имеющему специального образования, одолеть бухгалтерию хоть маленького, но предприятия?

Пробовала разобраться сама, обращалась за консультацией, понимая, что не хватает знаний. Увы, это только платно и только в городе, главное – нужно время, которого нет. Оплачивать услуги Бизнес-центра, который открылся в районном поселке не так давно, «СъешКе» не по силам. Потому бухгалтер тут тоже свой, «домашний», правда в последнее время очень грустный – торговля упала, выручки нет или почти нет.
 – И так-то жили от пенсии до пенсии, от праздника до праздника, а теперь и вовсе, – вздыхает хозяйка предприятия. – Народ же когда идет в магазин? Когда деньги есть, а они в нашей местности у пенсионеров да получателей детского пособия. Торты только в праздники заказывают.

Кризис и конкуренция тоже развитию бизнеса не способствуют.
– Местной муки нет, привозная меняет цену каждую неделю, – рассказывает предприниматель. – С ноября, когда была 16,70 за килограмм, подскочила до 27. Подорожали яйцо, масло, сыр, сметана, сосиски и прочее. Перейти на дешевое сырье, а значит, менее качественное, не могу. Как людям в глаза смотреть буду? Ведь все свои, знакомые, и каждый спрашивает свежее и вкусное.
Слойки мои любят. Готовить сло­еное тесто затратно, как по себестоимости, так и по времени, но на покупном делать не получается – поднимается хуже, пробовала. Цену держала, сколько могла, вот только с начала месяца повысила на рубль. Вроде незаметно для покупателей, не жалуются. А может, привыкли уже к повышению, все же дорожает.

Не так давно рядом со «СъешКой» открыли пекарню омичи – известная компания, мини-предприятия которой есть и в областном центре и, наверное, в каждом районе, одним словом, монополисты на рынке булочек. И ведь помещений не строили – арендовали. И место у них лучше – проходимость выше. А вот ассортимент небольшой – Наталья специально изучала, чтобы понять преимущества конкурентов, выяснила только одно: цена их булочек на рубль-два ниже.
– Они могут себе это позволить, в том числе и благодаря тому, что закупают муку не мешками, как я, а тоннами, – рассуждает Наталья.

К тому же «городские» булочки долго не сохнут. Наталья выпекает по пять штук всех наименований своих изделий, и что-то всегда остается на сухари: сладкие и не очень, белые и серые, сдобные и слоеные. Бывает так много, что «СъешКа» занимается благотворительностью – раздает вкусные хрустяшки за спасибо. В соседней же кондитерской их нет.
– Все разбирают горячим, – хвастают продавцы.

Наталья помнит с кулинарного училища, что в горячем, а также в разогретом виде человек может съесть все, не особенно придавая значение вкусу, качеству и аромату. Она так работать не хочет, да и не может, считая важным отвечать за свое производство перед односельчанами.
– Планы на будущее? Есть, как же. Выжить, – вздыхает хозяйка сладкого бизнеса. – Закрыться не могу – кредитов много неоплаченных в кондитерскую вложено, муж теперь безработный – в «Мостовике» трудился. Уже не мечтаю расширяться, открывать точки по поселениям, дополнительные цеха – кремовый, слоеного теста, чтобы кормить саргатчан вкусной и качественной продукцией. Главное – не загнуться да девочкам вовремя зарплату платить. И то хорошо.

Мелодичные колокольчики, что висят при входе в кондитерскую, отгоняя грустные мысли, весело зазвенели. Дверь открылась, на пороге появилась супружеская пара средних лет и, похоже, такого же достатка:
– Из больницы идем, жена болеет крепко, может, вы нас чем-нибудь вкусным порадуете?
– С удовольствием! – Наталья бросается наливать чай, показывать разные вкусности.
 Приткнувшись в уголочке, почти у выхода, больше негде, люди начинают трапезничать, вдруг искренне удивляясь:
– Правда, вкусно. Спасибо. Всегда будем к вам приходить. И соседям расскажем.
Наталья улыбается:
– Когда люди идут, и работать хочется. Может, кредит взять да кафе пристроить?

Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте БК55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

Юлия Лещинская

Фото: автора

«Бизнес-курс» №10 от 25.03.2015 г.