Коммерсанты отказались, и чтобы найти компромисс, чиновники и предприниматели-перевозчики создали рабочую группу.
Вчера Региональная энергетическая комиссия Омской области предложила общественникам обсудить проект новых методических указаний, определяющих единый порядок расчета величины экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном и внутриобластном сообщении.
Было предложено тарифы вводить в действие «с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев, в рублях за одну поездку либо за один пассажиро-километр. Для перевозчиков, впервые выходящих на регулирование, тариф будет действовать до конца текущего календарного года. Регулирование тарифов будет осуществляться методом экономически обоснованных расходов (затрат) и основываться на принципе обязательного ведения раздельного учета перевозчиком объема услуг, доходов и расходов по каждому виду перевозок. Перевозчикам в обязательном порядке придется предоставлять фактические данные о доходах и расходах за базовый и предшествующий периоды. Это должны быть данные о подвижном составе, пробеге транспортных средств, машино-часах работы на маршруте, сведения о пассажиропотоке. Расчет пассажиропотока должен проводиться на основе данных о выручке от перевозки пассажиров на маршрутах и о проданных билетах», - говорится в сообщении пресс-службы комиссии.
Исполняющий обязанности председателя РЭК Омской области Олег Голубев рассказал, что при регулировании в других сферах индивидуальные предприниматели без вопросов предоставляют фактические расходы. При этом все они работают по упрощенной системе налогообложения. В связи с этим он выразил уверенность, что «перевозчики тоже способны самоорганизоваться, тем более что мы говорим о социально значимой деятельности. Нужен тариф - значит, придется «выйти из сумрака» и доказать свои затраты».
Кстати, некоторые регионы уже начали переходить на учет факта. Например, тарифы по факту формируются в Екатеринбурге, применяется единая транспортная карта на все виды автотранспорта. В Кургане предельные тарифы устанавливаются индивидуально для каждого из 25 перевозчиков, тарифы варьируются от 16,02 руб. до 16,84 руб. за поездку.
Способствовать открытости этого бизнеса в анализе реального пассажиропотока будет использование современных спутниковых систем контроля, которые позволяют диспетчерскому пункту и гражданам отслеживать информацию о местонахождении каждой единицы транспорта, времени его прибытия, о количестве транспорта на маршруте и соблюдении самого маршрута.
Методика дает возможность перевозчикам выбрать план развития: от их активности при выходе на регулирование будет зависеть, будут устанавливаться индивидуальные тарифы для каждого перевозчика или единый тариф для классов машин или даже для территории.
Свою точку зрения озвучили и перевозчики. Около 30 предпринимателей прибыли на заседание совета, чтобы выразить свое несогласие с проектом документа. Основной тезис их выступлений сводился к тому, что нужно вообще минимизировать участие перевозчиков в процессе тарифообразования. По их мнению, РЭК должна самостоятельно по нормативам установить и ежегодно индексировать тарифы перевозчикам с учетом инфляции, роста стоимости ГСМ и других факторов. При этом некоторые предприниматели, которым такого тарифа будет недостаточно, могут обратиться в РЭК по своей инициативе и установить индивидуальный тариф.
Перевозчики говорили о себе как о спасителях муниципального транспорта, выражали обиду за то, что РЭК не стала отстаивать свой тариф в суде, требовали не ставить бизнес на колени, однако в целом суть их выступлений сводилась к недовольству тем, что придется «собирать много бумаг».
В конце концов один из членов общественного совета Борис Сватков предложил перевозчикам войти в состав рабочей группы, которая еще раз детально обсудит методику без эмоций, основываясь на законе и фактах. В рабочую группу кроме представителей РЭК, профильных министерств и надзорных органов войдут 4 перевозчика: Николай Артемьев, Владимир Геворгян, Михаил Локотков и Иван Меняйлов.
Председатель общественного совета Ирина Оверина, подводя итоги собрания, отметила: «Сегодня перевозчики не были готовы к конструктивному диалогу. Надеюсь, в формате рабочей группы родится истина».
Никита Летов