По итогам 2014 года импорт продовольствия из Швейцарии в Россию увеличился почти на 10%. Аналитики говорят, что во многом это произошло в связи с российским продовольственным эмбарго на поставки некоторых видов продуктов из стран Евросоюза. Закрепят ли швейцарские производители свой успех в наступившем году?
Тот факт, что Швейцария не входит в Евросоюз, вдруг стал в России для всех очевидным, как минимум, сразу после введения Россией эмбарго на поставки ряда продовольственных товаров из ЕС. До этого момента об этом знали только великие знатоки геополитики. Обычному потребителю было совершено все равно, входит Конфедерация в ЕС или нет. После эмбарго все изменилось. Россияне неожиданно обнаружили, что сыр из Франции завозить теперь в Россию нельзя, а из Швейцарии — можно.
Сами же швейцарские производители тоже оказались в немного странной ситуации. Перед ними вдруг открылся огромный рынок, с которого «легким движением руки» Кремля были устранены все их основные конкуренты. С другой стороны, бросаться в эту брешь они не спешили, потому что, во-первых, это выглядело бы как-то… не очень корректно, а во-вторых, как ни странно, у них на складах просто не было достаточного количества товара.
Ситуация немного, как говорится, «подвисла», но теперь, по прошествии некоторого времени, уже можно сделать первые выводы. А они однозначны: по итогам 2014 года импорт продовольствия из Швейцарии в Россию увеличился почти на 10%, а в настоящее время в Конфедерации прорабатывается вопрос о там, как можно было бы активизировать продвижение швейцарских товаров на бескрайний рынок России. Об этом, в частности, порталу swissinfo.ch сообщили в посольстве Конфедерации в Москве.
Экспорт из России ухудшил товарооборот
Несмотря на заметное увеличение импорта из Швейцарии, динамика товарооборота между странами в 2014 году оказалась негативной. По сравнению с 2013-м этот показатель снизился почти на 40%. Основная причина — масштабное (почти 60%) падение экспорта из России в Швейцарию.
Причем больше всего снижение было заметно в основной статье российского экспорта в Конфедерацию. Речь идет о драгоценных и прочих металлах. Здесь падение составило примерно 20%. Частично это объясняется изменением приоритетов компаний из России, которые сделали более интенсивными свои отношения с азиатскими странами.
Зато увеличились поставки из России химической продукции. Рост составил более 40%. Это связано с тем, что на фоне девальвации рубля и удорожания франка этот экспорт стал весьма выгодным для российских партнеров. Но падение наблюдалось не только в экспортных статьях.
Сократился и импорт в Россию некоторых видов товаров из Швейцарии, в частности, фармакологической продукции. На 1,2% уменьшились поставки в Россию швейцарских часов. Столь незначительное падение специалисты связывают с тем, что в конце года из-за девальвации рубля многие начали скупать ценные вещи в попытке сохранить свои средства.
Поддержало ли это спрос на швейцарские часы, сделав их инвестиционным товаром? Будут ли, кстати, таким товаром новомодные «умные часы», представленные недавно компанией Apple? Вопрос! Впрочем, в 2015 году ожидается дальнейшее снижение импорта часов из Швейцарии в Россию.
Каких-либо конкретных решений пока еще не принято, но дипломаты подчеркнули, что сейчас у швейцарских компаний, ранее не работавших на российском рынке, действительно появились возможности попробовать начать этот рынок осваивать. Так что отказ России от европейского импорта действительно открыл для швейцарских производителей новые возможности. Как это выглядело на практике?
Швейцарское импортозамещение
Как и прогнозировали многие аналитики, в том числе и swissinfo.ch, российские импортеры были просто вынуждены в 2014 году заменить некоторые европейские товары на швейцарскую продукцию. Таможенная статистика это наглядно подтверждает. По данным Федеральной таможенной службы России Швейцария сумела увеличить объем своих поставок в Россию на 9,2%, тогда как в целом по Евросоюзу экспорт в Россию упал почти на 12%.
Какие же товары на полках российских магазинов сумели заместить швейцарские производители? В прогнозах речь шла прежде всего о сырах. И тут аналитики не ошиблись, хотя речь следует в данном случае вести не только о сыре, потому что, если рассмотреть структуру швейцарского импорта в Российскую Федерацию, то мы увидим, что в целом доля продовольствия в ней выросла довольно заметно.
«Эта доля добралась до отметки в 7,3%», — отмечает заместитель начальника отдела экономики и финансов посольства Швейцарии в России Тадцио Шиллинг. С другой стороны, его коллеги из Швейцарского центра содействия бизнесу в Москве, говорят, что пока доля товаров на полках России, замещенных швейцарскими продуктами, остается относительно скромной.
«Заменены швейцарскими были лишь некоторые импортные товары, которые ранее ввозились из ЕС. Здесь следует учитывать два фактора. Во-первых, параллельно произошло замещение ввозившихся ранее продуктов местными российскими. Во-вторых, швейцарские компании часто предлагают продукты, находящиеся в ином, то есть более высоком, ценовом сегменте, нежели те товары, которые ранее импортировались из стран ЕС, и не всем в России они по карману».
И в самом деле, если посмотреть на торговые сети и магазины, ориентированные на потребителя со средним достатком и выше, то мы увидим явный рост швейцарского присутствия. Как рассказали порталу swissinfo.ch в торговой сети «Азбука Вкуса», количество наименований сыров из Швейцарии выросло в ее ассортименте в два раза, а объемы продаж увеличились в 1,5 раза. Об этом говорит, в частности, официальный представитель «Азбуки Вкуса» Андрей Голубков.
«Можно только спасибо сказать производителям из этой страны за то, что полки, например, с теми же сырами, не остались у нас пустыми. Произошла замена ассортимента из Германии, Франции и Италии. Кстати, увеличились поставки не только сыров». В самом деле, согласно данным таможенного ведомства увеличились поставки из Конфедерации не только традиционных сыра и шоколада, но и других продуктов, порой совершенно неожиданных.
Подозрительный рост?
Безусловными лидерами в этом смысле стали... овощи. Их импорт в стоимостном выражении вырос почти в 10 тысяч раз. Конечно, рост этот происходил практически от нулевой базы, и все равно, такие результаты однозначно можно признать впечатляющими. Это касается и других наименований продуктов. Например, импорт фруктов и орехов из Швейцарии увеличился в 830 раз, мяса и субпродуктов почти в 100 раз.
В конце прошлого 2014 года такие показатели вызвали даже подозрение у Россельхознадзора, которое предположило, что Швейцария вовсе не является производителем мяса и плодоовощной продукции, попадающих в Россию, и что она лишь перевалочный пункт между странами ЕС и Российской Федерацией. «Просто непонятно, откуда Швейцария взяла эти дополнительные объемы овощей и фруктов. То же самое и с мясными продуктами», — отмечал тогда Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации России.
«Например, были осуществлены значительные поставки шпика, которые, учитывая возможности свиноводства Швейцарии, просто не могли быть произведены в этой стране. Да и по стоимости они выдавали германское происхождение, поскольку швейцарская продукция в этой отрасли неконкурентоспособна по цене».
Как бы там ни было, швейцарское продовольствие уже сумело отвоевать себе заметное место на российских прилавках. Однако занять позицию — мало. Сохранить и расширить свое присутствие — это гораздо важнее. Смогут ли швейцарские производители воспользоваться неожиданной возможностью и укрепиться на внезапно освободившемся от европейских конкурентов российском продовольственном рынке всерьез и надолго?
Тенденция сохранится
Как считает Тадцио Шиллинг, по продовольствию, учитывая текущие условия, тенденция увеличения импорта в Россию, сохранится в любом случае. В самом деле, если проверить статистику, то окажется, что, если за первые два месяца 2015 года поставки промышленных товаров в целом из стран дальнего зарубежья сократились на 36,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, то импорт продовольствия и сырья для пищевой промышленности, наоборот, вырос.
Например, зарубежные поставки зерновых культур увеличились в 2,4 раза, мяса и субпродуктов — в 2 раза, овощей на 20%. И не воспользоваться этой возможностью было бы странно. Как сообщили swissinfo.ch в Швейцарском центре содействия бизнесу в Москве, в настоящее время швейцарские компании реагируют, в основном, на прямые и конкретные запросы со стороны российских импортеров.
«Как правило, швейцарские производители не столько наращивают производство, сколько направляют на экспорт более солидную долю своей продукции», — подчеркивают в Центре содействия бизнесу, но тут же уточняют: «Но возможности для экспорта в Россию возникают теперь и у тех швейцарских компаний, которые раньше на этом рынке не работали, при условии, конечно, что они получат все необходимые разрешения и сертификаты соответствующих российских органов».
Дорогой франк
Насколько востребованной в России будет продукция производителей из Конфедерации? Андрей Голубков из «Азбуки Вкуса» полагает, что однозначно определить перспективы швейцарского импорта сейчас трудно. Слишком много влияющих факторов, многие из которых малопредсказуемы.
«Негативно на перспективы импорта из Швейцарии отразилась, безусловно, отказ от фиксированного обменного курса франка к евро, что привело к резкому укреплению швейцарской валюты. Это сделало и без того премиальный товар еще более дорогим, что чувствительно даже для наших клиентов с доходами выше среднего», — говорит этот представитель популярной московской торговой сети.
Уже сейчас, отмечает он, по своей цене швейцарский сыр, например, в три раза отличается от продукции из Аргентины. Конечно, это качество европейское, традиционное и несравнимое, но есть психологический уровень стоимости, который может изменить направление потребительского выбора.
Сергей Юшин из Мясной ассоциации уверен, что по мясу Россия может справиться и без увеличения импорта из Швейцарии. По его словам, импортозамещение сейчас активно развивается и успешно идет, в частности, в области производства свинины и птицы. Правда, есть проблемы с говядиной, потребление которой может в России упасть. Андрей Голубков отмечает также, что перспективы швейцарского импорта зависят от того, сколько продлятся санкции и эмбарго.
«Если завтра снимут запрет, то многие продукты из Италии и Франции вернутся на полки, поскольку у них есть свои преданные поклонники в нашей стране. И эти продукты будут конкурировать со швейцарскими товарами. Если санкции не отменят, то потенциал у швейцарской продукции, безусловно, есть. Но тут большие вопросы к швейцарской стороне. Насколько производителям из этой страны интересен российский рынок?»
В любом случае, уже сам факт того, что бизнес из этой альпийской страны задумался над вопросов продвижения своей продукции, говорит о серьезном интересе к российскому рынку. И время для его передела сейчас, с одной стороны, удачное, с другой, все-таки рискованное, учитывая падение реальных доходов населения, которое по прогнозам, может в 2015 году составить 8,5%. А это, как правило, влечет за собой снижение потребительского спроса.
Анна Каледина